За что при Иване III «разжаловали» Архангела Михаила???

Из цикла «История интересных находок»

za-chto-pri-ivane-iii

Крестики, как находки в наших широтах дело частое. Бывает за пару часов копа с пяток накопать можно. Как правило это 19-й век вездесущие лепестки. С эмалями, с чернением, был даже один серебряный но без пробы и клемма. Но, естественно, чем старше находка тем более она реже встречается, а потому считается более интересной среди коллег, да и в собственную коллекцию может пойти. Так было и с тем крестиком который я нашел на перепаханном поле рядом одним старинным селом.

Двусторонний нательный крест, с одной стороны типичное распятие, с другой четко просматривался силуэт с копьём в руках. Архангел Михаил. Затем был новый сезон копа, пару выбитых до меня урочищ, где так же на предельной глубине попадались хорошие и интересные крестики. И вот тут я приметил одну деталь. На одних и тех же крестиках тыльная сторона в одном случае была сточена. Причем основательно так сточена. До 2/3 от общей толщины креста. И тогда я решил перебрать всю свою коробку с ещё не вставленными в панно крестиками. И набралась довольно таки интересная группа, с явными признаками механической чистки тыльной стороны.

za-chto-pri-ivane-iii

А это уже явно становилось интересным. А это действительно может быть некая историческая загадка, отгадка которой может стать весьма увлекательной историей. Та и получилось. Один из читателей нашего блога написал в комментариях, что скрывалось в то далёкое время за символом Архангела Михаила на тыльной стороне нательного крестика.

Дело было в XV веке. В период правления Ивана III все удельные северные княжества полностью утратили свою независимость а правившие там князья стали боярами при государе Иване Васильевиче. К стати именно Ивана III, современники называли Грозным, а вот его внука, которого мы благодаря одному французскому публицисту называем Грозным, современники называли Великим. Так вот относительную независимости сохраняли только Рязанское и Тверское княжества. В Рязани правила сестра Ивана III, по совместительству бабушка при малолетнем князе Иване Ивановиче. Так что реально, мало-мальски независимую политику могло осуществлять только Тверское княжество. Во главе которого стоял князь Михаил Борисович.

za-chto-pri-ivane-iii

И тут нужно понять, что Архангел Михаил считался тогда небесным покровителем Тверского княжества. А все кресты где с тыльной стороны изображается Михаил, современные коллекционеры называют «Тверскими». И теперь мы можем догадаться, что стачивание изображения Архангела с нательных крестов было делом политическим.

Во многих источниках пишут что Тверь воевала с Москвой и Михаил Борисович войну проиграл, от того москвичи захватили Тверь а князю Михаилу пришлось бежать в Польшу. В принципе, да и не было никакой войны. Заподозрив измену, вроде как, Михаил Тверской стал вести переговоры с польским королём о союзе. Иван III собрал войско подступил к Твери, город сдался без боя, грабежа и насилия не было. А Михаил поняв, что тверчане не сильно хотят за него воевать сбежал заранее.

Именно после этого и пошел негласный приказ стачивать образы Архангела Михаила с нательных крестов, а из церквей убрать иконы.

za-chto-pri-ivane-iii

Теперь остается неразгаданным только один вопрос. Почему так много тверских крестиков любители приборного поиска, в том числе и я находят за пределами земель Тверского княжества? И тут я могу предположить два варианта ответов. Первый – это скорее всего потому что многих коренных тверчан, заподозренных в измене Ивану III, ну или в некой политической близости к бывшему тверскому князю, после победы москвичей, сослали по разным дальним воеводствам подчиненных Москве земель. А уже на месте, у кого из них находили такие «оппозиционные» крестики, то кресты эти стачивали избавляясь от изображения «опального» Архангела. Сам кресс полностью уничтожать было нельзя это богохульство, а пот напильником или точильным бруском зачистить одну сторону это не считалось грехом.

Ко второй версии можно отнести предположение, что на территориях подчинённых Москвой, людям жилось непросто. И, Тверской крест стал неким символом внутреннего протеста. Что-то вроде тех же белых ленточек на автомобилях, желтых жилетов или цветных зонтиков. Так вот когда, протестное движение стало шириться, и власти начали отлавливать оппозицию просто проверяя кресты, в целях безопасности сами владельцы крестиков стали спиливать Архангела. Это конечно же интересная версия, но больше отдает приключенческой литературой. Хотя кто его знает.

Большое спасибо за то что вы читаете наш блог. Если вам понравилась заметка, ставьте лайк, оставляете комментарии и подписывайтесь на наш канал в Яндекс Дзене.

za-chto-pri-ivane-iii za-chto-pri-ivane-iii za-chto-pri-ivane-iii

Hobby Detecting
Добавить комментарий