Честно говоря, уголовное или административное наказание в отношении деятельности любителей приборного поиска и раньше-то не сильно работали. Точнее говоря, применяли их только по согласию или бездействию обвиняемого. А, теперь и вовсе, все три статьи, которые наиболее часто применялись против любителей приборного поиска, можно смело признать не рабочими.
Но, давайте по порядку. Для тех, кто не особ разбирался в теме уголовной или административной ответственности в отношении копарей по старине я коротко и внятно постараюсь пояснить в чем суть. Есть три статьи по которым привлекают к ответственности любителей приборного поиска, или копарей по старине, кому как привычнее это дело называть. Две административные и одна уголовная.
Ст. 7.15 КоАП РФ Проведение археологических полевых работ без разрешения.
Ст. 7.15.1 КоАП РФ Незаконный оборот археологических предметов.
Ст. 243.2. УК РФ Незаконные поиск и (или) изъятие археологических предметов из мест залегания.
Уголовную статью я разберу в отдельной заметке так, как её применяют крайне редко. Если исключить из статистики уголовных дел по ст. 243.2 УК РФ такие регионы как Крым, Краснодар и Кавказ, то по всем оставшимся регионам за год набирается 2-3 дела. И то, в большинстве случаев это дела не в отношении реальных чернушников, а по поводу того, что надо обосновать конфискацию очередного клада. В общем, следите за заметками на этом канале, скоро напишу много интересного.
Вернёмся к административным статьям 7.15 и 7.15.1 КоАП РФ. Думаю не сделаю великого открытия если скажу вам, что 99% дел и судов по данным статьям это фотки в соцсетях. Вот, реально в год, только по одному из регионов могут по сотне дел проводить. Об этом я как-то писал ранее. Оставшийся один процент дел и судов с участием любителей приборного поиска – это задержания на месте «преступления».
Как дело бывает обычно? Бдительные граждане, неравнодушные граждане, граждане с активной гражданской позицией ну, и прочие, кто страдает дефицитом внимания или пограничным состоянием психики при виде человека с металлоискателем и лопатой на поле, звонят в местные органы МВД. Либо, сами сотрудники полиции проезжая мимо поля, решают пресечь «незаконную» археологическую деятельность.
И, так было раньше. Однако, с 30-го июня 2021 года что-то в законодательном поле, для нас копателей, изменилось. И, это что-то, так важно для всех копателей, что этого никто не заметил и про это никто не написал. Никто!!! Хотя если вспомнить, какой был поднят шум когда в 2013 году приняли та самую уголовную статью 243.2 УК РФ. Сколько было статей, роликов, постов и многочисленных комментариев. А, тут никто, ничего и никак.
Ну ладно, думаю хватит нагнетать интригу давайте к сути.
Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1093 (ред. от 26.11.2021) «О федеральном государственном контроле (надзоре) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия» (вместе с «Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия»)
Вот, как-то так называется полностью тот самый документ, который должен и просто обязан изучить всякий и каждый любитель приборного поиска. Это ваш спокойный сон и крепкие нервы на копе. Весь документ целиком читать не надо только первые две страницы до печати и подписи господина Мишустина.
Юристов сред читателей нашего канала немного, поэтому перейду сразу к пояснениям.
3-й пункт данного Постановления Правительства РФ указывает, что функции по охране объектов культурного наследия (ОКН) возложены на Министерство культуры РФ.
Теперь следим за логикой.
Ст. 7.15 КоАП РФ Проведение археологических полевых работ без разрешения. Ст. 45.1 Федерального закона №73 (ищем сами и читаем) разъясняет нам, что полевые археологические работы – это работы по выявлению и изучению объекта археологического наследия (ОАН) То есть, это работы в границах охранных зон выявленного объекта археологии. Согласно всё тому же ФЗ №73 Объекты археологического наследия (ОАН) приравнены к объектам культурного наследия (ОКН) Там у них разная методика выявления и постановки на учет, а в остальном у этих двух типов объектов по закону всё одинаково.
Логику улавливаем? Функции охраны и надзора за объектами археологии возложены на Министерство культуры РФ. То есть, если сотрудник полиции (МВД РФ) решит провести в отношении вас, какие либо действия полагаясь на статью 7,15 КоАП РФ вы можете невзначай или уверено напомнить сотруднику полиции о уголовной статье 286 УК РФ «Превышение должностных полномочий» поскольку, действия по охране объектов культурного наследия не входят в перечень установленных законом функций МВД России (Указ Президента РФ от 21.12.2016 N 699 (ред. от 30.09.2022)
Теперь наглядные и образные примеры. Пришли вы в магазин, а там просроченным товаром торгуют. Преступление? Однозначно!!! Но, если вы позвоните в полицию, вам культурно объяснят, что просроченный товар в магазинах это не их функция (проблема), а Роспотребнадзора. Звоните туда. Приехали вы на озеро, а там местные мужики сети ставят. Куда звонить? В Рыбнадзор. Идёте вы по лесу, а там охотники на ходу из машины по зайцам стреляют. Нарушение закона? Однозначно!!! Кто за этим следит? Правильно Охотнадзор.
Так вот, то же самое сейчас, по закону, относится и к любителям приборного поиска. Пресекать незаконную деятельность, если она действительно незаконная, имеют право только сотрудники региональных управлений по охране объектов культурного наследия. И, я думаю, и даже уверен, что это логично.
В качестве жизнеутверждающего завершения для заметки. Если, кто-то решит поспорить или возразить, что я неправильно понял или истолковал Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1093 (ред. от 26.11.2021) то, я советую вам, прежде всего, изучить яркий и показательный пример по рассмотренной теме. Дело о разрушении Щербинского городища, что имело место быть ровно год назад. Если кто не в курсе, то коротко расскажу суть. Одна торговая компания приобрела небольшой участок земли в Подмосковье. Земля у оживлённой автомобильной развязки. Поэтому, там изначально решили поставить строительный рынок. Бульдозером начали ровнять площадку, и тут, группа активных местных жителей начала бросаться под тот самый бульдозер, утверждая, что данный холм это городище некой дославянской археологической культуры.
Так вот, те самые местные жители три дня звонили в полицию, прокуратуру и прочие силовые ведомства и, все три дня получали ответ, что полиция, в данном случае, не имеет права выезжать на такие вызовы. Звоните в Минкульт Московской области. К слову сказать, что и археологи появились на том городище только через два месяца, когда им по контракту денег заплатили. Но, это совсем другая история.
По теме полной недееспособности уголовной статьи 243.2 УК РФ, я подробно напишу в следующей заметке. Так что, уважаемые читатели, подписывайтесь на наш канал в Дзене, пишите комментарии, если тема будет реально интересна вам, значит заметку про уголовную статью напишу чуть быстрее обычного.
Всем всего доброго и за лайк плюсик к карме.