Много ещё тайн таит в себе Нарвская земля в Эстонии, например, насколько мне известно, в окрестностях Нарвы было подбито почти пара сотен самолётов за время боёв в 1944-м году. А если взять и 41-й год, да упавшие самолёты в Нарвский залив, то число будет довольно большим.
Так оказалось и во время очередного выезда, когда Нарвские поисковики искали место захоронения погибшего в марте 1944 года рядового Николая Александровича Ильичева. Согласно данным родственников погибшего, его могила располагалась в районе станции Аувере, за которые в 1944 году шли ожесточенные бои.
Поисковикам стали попадаться разные самодельные поделки солдат Вермахта, выполненные из авиационного алюминия, что навеяло на мысль об упавшем в этом районе самолёте. С помощью магнитометра удалось найти в грунте большое скопление металла, что говорило о находящейся в глубине техники.
Подъём осуществляли поисковый клуб «Камерад» при содействии НКО «Бастион», «Память» и добровольцев из числа Нарвских ветеранов ликвидации Чернобыльской аварии.
Когда самолёт сбит и он на скорости более 400 км/ч врезается в землю, то уходит глубоко в землю и без экскаватора поисковикам уже не справиться!
Местность в районе Аувере болотистая и воду из ямы необходимо откачивать насосом, интересно как происходила подготовка к подъёму, работа проведена была коллосальная, наверное.
Упавшим самолётом оказался штурмовик ИЛ-2. Недавно мы уже писали о поднятом ИЛ-2 на севере России, но там была редкая модификация — одноместная версия самолёта раннего выпуска. В 1944-м году таких в войсках уже не имелось, все были заменены на улучшенную модификацию с более серьёзным вооружением, мотором и двумя членами экипажа. Самолёт не был цельнометаллическим, большая часть фюзелажа была выполнена из деревянного каркаса. На месте поисковикам удалось обнаружить двигатель самолёта и редуктор, а также элементы обшивки и бронированные пластины.
По номеру двигателя можно определить когда был выпущен самолёт, в какой части проходил службу, когда был потерян. Оказалось, что самолёт был выпущен в мае 1944-го года, а крушение потерпел уже летом — июнь-июль 1944.
Штурмовик ИЛ-2 был настоящей рабочей машинкой той войны и знаменит не менее, чем танк Т-34, пистолет-пулемёт Шпагина и винтовка Мосина. Именно на долю штурмовиков выпадали самые сложные задания — штурмовать вражеские колонны, ж/д составы, скопления войск. Чаще всего всё происходило под сильным огнём ПВО противника. Представьте себе, что вы пилот и вам надо штурмовать станцию, а на подлёте вас начинают обстреливать из всего, что стреляет — пулемёты, орудия ПВО, мелкокалиберные орудия. Множество маленьких осколков разлетается от каждого разрыва и рвёт, царапает, пробивает ваш самолёт. И если пилот ИЛ-2 был хоть как-то защищён бронепластинами, то стрелок сзади не имел совершенно никакой броневой защиты. Делали импровизированную бронезащиту, но и она не помогала, стрелок был необходим для защиты задней полусферы штурмовика от атак вражеских истребителей.
Уже на этапе перестройки пошли разные байки и мифы, будто стрелки на штурмовиках ИЛ-2 были поголовно зэки и политические заключенные, по мнению мифотворцев: «никакой здравомыслящий человек не сядет на совершенно заведомо убийственное дело — сесть за пулемёт без брони». Но это всё сказки и мерзкая ложь, дабы очернить настоящих героев — лётчиков и стрелков штурмовиков, люди летели и знали, на что идут. Смертность была высокая, но на то это и война. Немецкие штурмовики и стрелки жили не сильно дольше советских, а на некоторых самолётах не все члены экипажей Люфтваффе могли покинуть самолёт — систем катапультирования тогда не было, а погибший пилот/стрелок просто блокировал живому пилоту-радисту путь к спасению, вот это и есть настоящая проблема при выпуске техники и непродуманность систем эвакуации экипажа.
Так и найденный самолёт, который прожил всего несколько месяцев. Следов экипажа обнаружено не было и теперь необходимо узнать его судьбу — судя по всему, пилот и стрелок выпрыгнули с самолёта при падении, но что с ними было дальше?
Попали они в плен или выжили, смогли перейти линию фронта и выйти к своим?
Ещё одна загадка истории.
Самолёт был обнаружен со всем боезапасом и подвешенным боезапасом — найдены снаряды с приделанными к ним самодельными стабилизаторами, которые использовали в качестве бомб. Что послужило причиной создания подобных боеприпасов — вопрос открытый, ведь в 1944-м году советская промышленность работала на полную мощность и обеспечивала фронт и авиацию всем необходимым. Стандартным вооружением штурмовика были не только бомбы весом в 50 и менее килограмм, подвешивали и 100-кг бомбы (ФАБ-100), ближе к концу войны уже с 1943 года были доступны ПТАБы — противотанковые Авиабомбы малого веса которые накрывали площадь, ведь попасть бомбой при пикировании на цель было непросто — вероятность попадания была меньше 0.25.
Также штурмовики ИЛ-2 вооружались подвесными рельсами с установленными на них реактивными снарядами — аналог знаменитых «Катюш» в артиллерии. Такая система была очень эффективна при атаке колонн и скопления войск, благо не требовала большой точности, а позволяла эффективно работать по площадям.
Так что если кто может сказать чем был обусловлен выбор боеприпаса на данном ИЛ-2 — в комментариях подскажите, иначе странным образом выглядит выбор вооружения.
Данный самолёт летел в распоряжение войск со стороны моря (залива), вероятно, что там же и был сбит, а упал уже недалеко от станции.
Немного про точность бомбометания со штурмовика ИЛ-2:
Результаты бомбометания с Ил-2 в полигонных условиях с горизонтального полета по нанесенным меткам на бронекозырьке летчика и капоте мотора при одиночном сбрасывании авиабомб и серией из 4-х бомб типа ФАБ-50 при скорости полета 330-360 км/ч показали, что вероятность попадания одной авиабомбы в полосу 20х100 м с высоты 50 м в среднем равнялась 0,035 и 0,08 для одиночного и серийного бомбометания соответственно. При увеличении высоты бомбометания до 200 м вероятность попадания одной бомбы в такую же полосу уменьшалась до 0,023 и 0,043 соответственно.
В реальных же боевых условиях точность бомбометания подобным способом была значительно хуже, так как цели на поле боя (танки, огневые точки и т.д.) были рассредоточены на значительной площади, как правило, хорошо маскировались и, вследствие этого, трудно обнаруживались с воздуха.
По идее, в архиве Министерства Обороны должен быть акт о списании этого самолёта, который даст больше информации об экипаже и авиачасти, к которой он принадлежал.
Во время боёв под Нарвой действовали следующие штурмовые авиаполки: 448-й штурмовой авиационный полк и 943-й штурмовой авиационный полк.
448-й штурмовой авиационный полк был образован в 1941 году и действовал на Волховском фронте, а затем, с 1942 года, на Ленинградском фронте. За годы войны полк совершил более 3000 успешных боевых вылетов, нанес огромный урон врагу: уничтожил более 6450 солдат и офицеров, подавил более 1300 артиллерийских орудий, минометов и других огневых точек, разрушил более 400 дзотов, дотов и блиндажей, уничтожил более 690 автомашин, штабных автобусов, бензоцистерн и повозок с грузом, 23 танка, 246 железнодорожных вагонов и 8 паровозов, потопил 38 саперных лодок и барж, сорвал 9 переправ, взорвал более 115 складов с боеприпасами и горючим, создал 41 взрыв, произвел крушение и взорвал 18 железнодорожных эшелонов, уничтожил 95 самолетов противника на аэродромах и в воздушных боях.
943-й штурмовой авиационный полк был образован в 1942-м году, воевал в составе Ленинградского фронта и дошёл до Берлина в мае 1945-го года. В составе этого полка воевал дважды Герой Советского Союза Георгий Михайлович Паршин, на подаренном ему именном самолёте «Месть Бариновых», который был построен на деньги Прасковьи Васильевны Бариновой и её дочери Жени. Перед войной семья Прасковьи Васильевны Бариновой состояла из шести человек: муж, три дочери и сын. В 1942 году в блокадном Ленинграде умерли муж Прасковьи Васильевны и младшая, пятилетняя дочь. Сын Виктор, воевавший в ополчении, пропал без вести в боях за оборону города.
27 января 1944 года, в день праздничного салюта в честь полного освобождения Ленинграда от блокады, мать и дочь Бариновы (они обе работали в 27-й Ленинградской поликлинике: мать — санитаркой, дочь Женя — медсестрой) внесли все свои сбережения (в том числе и наследство, оставленное их семье одним из родственников) в фонд обороны страны, и обратились с просьбой к правительству — построить на эти деньги самолет, назвав его «Месть Бариновых».
1 июня 1944 года новый самолет-штурмовик Ил-2 в присутствии Бариновых был торжественно передан лучшему летчику 943-го штурмового авиаполка 13-й воздушной армии Ленинградского фронта капитану Георгию Михайловичу Паршину. На левой стороне фюзеляжа была надпись «Месть Бариновых», на правой — «За Ленинград». На этом самолете Г.М. Паршин сделал более ста боевых вылетов, принимал участие в освобождении Эстонии, Латвии, Литвы, в штурме Берлина, сбил 10 самолетов, уничтожил большое количество техники и живой силы противника. Ему было дважды присвоено звание Героя Советского Союза — 19.08.1944 и 19.04.1945.
Г.М. Паршин погиб 13 марта 1956 года при выполнении испытательного полёта на самолёте Ил-28. П.В. Баринова умерла в 1974 году, ее дочь Евгения — в 1972.
Надеюсь, что в будущем мы узнаем, к какому полку принадлежал данный самолёт. Может быть пилот и стрелок этого самолёта выжили и дошли вместе с героем Паршиным до самого Берлина?
В этом посте довольно много фотографий обломков, но наверное, многие из читателей могут и не знать, как же выглядел штурмовик ИЛ-2 военного выпуска с местом для стрелка-радиста? Мне удалось найти фото штурмовиков 943 шап ВВС КА во время боёв на Ленинградском фронте.
А вот уже современный рисунок штурмовика ИЛ-2 в варианте окраски, какой был у капитана Паршина Г.М.:
С большей долей вероятности можно сказать, что найденный Нарвскими поисковиками ИЛ-2 был покрашен как и этот самолёт, а вот были ли три белых кольца вокруг хвоста на нём — это узнаем позже, после результатов уже архивного поиска.
Пока что, по раскиданным в земле обломкам, сложно сказать как был выкрашен самолёт.
Поднимать самолёт — работа не из лёгких. Надо стоять по колено в грунтовой воде и копать, просеивать землю, ведь на месте падения всегда есть шанс найти погибших пилотов.
И даже небольшую вещь можно упустить в этой куче земли и металла.
В данном же случае, поскольку самолёт оказался без экипажа на борту, то работа была проделана, оружие передано соответствующим органам для деактивации и будет впоследствии выставлено для экспозиции в местном музее, скорее всего это будет военный музей в Синимяэ.
Как видно — при падении пулемёты сильно покорёжило и изогнуло, страшно даже представить такой удар о землю.
Универсальный пулемёт Березина — оружие защиты кормового стрелка. При ударе пулемёт оказался деформирован, но с помощью таких пулемётов тысячи стрелков на ИЛ-2 сохраняли жизнь как самолёту, так и своим пилотам. Стрелков специально обучали, ведь боезапас надо было экономить и вся формация штурмовиков при атаке вражеских истребителей должна была не только держать строй, но и действовать едино, ведь при залпе всех стрелков из штурмовой формации истребители противника могли быть хорошо потрёпаны. Те же, кто отставал из строя, становились лёгкой добычей звена немецких истребителей, отсюда простой вывод — вместе защищаться всегда проще, чем поодиночке, и наши экипажи штурмовиков это знали не понаслышке.
Красивый закат над местом, где более 70 лет в толще земли пролежал теперь уже поднятый штурмовик ИЛ-2.
Обновлено — судьба экипажа
Итак, благодаря полученному номеру на моторе поднятого самолёта, удалось установить ход событий и судьбу экипажа.
24 июля 1944 года звено штурмовиков ИЛ-2 вылетело на боевое задание, но было атаковано звеном немецких истребителей FW190. Один истребитель был сбит огнём стрелка-радиста Кашникова Владимира Филипповича, командир экипажа Дейнеко Пётр Иванович, однако при повторной атаке штурмовик с экипажом Дейнеко — Кашников был сбит. Самолёт горел и пилот со стрелком-радистом смогли чудом вылезти из штурмовика и выпрыгнуть с парашютом. К сожалению, младший лейтенант Пётр Иванович Дейнеко погиб (на момент гибели ему было всего 22 года), а стрелок радист, имея 17 пулевых ранений предплечья и правой руки, приземлился и попал в плен.
За 24 июля 1944 года есть две потери в 872 ШАП (в целом по 281 ШАД — 6 самолетов, 2 в 872 ШАП, остальные 4 в 703 ШАП, из них три экипажа живы):
Потери за 24 июля 1944 года в 872 ШАП:
— экипаж мл.л-т Стрельников — ст.сержант Яковлев — по ним точно известно, что их самолет и останки были обнаружены в 2002 году, найдены документы и установлен номер самолета 304721 и поднят мотор № 4509311,
Ил-2 № 304788 с мотором АМ-38 № 257672 не вернулся экипаж Дейнеко-Кашников.
— экипаж мл.л-т Дейнеко Петр Иванович — ст.сержант Кашников Владимир Филиппович
Пётр Иванович Дейнеко, несмотря на свой возраст, к тому времени был кавалером ордена «Красной Звезды». Награждений до этого не имел, кандидат ВКП (б) с 1944 года, русский, 1923 года рождения. В рядах Красной Армии с 1940 года, а в войне участвовал с июля 1943 года.
Командир самолёта мл.лейтенант Дейнеко Пётр Иванович захоронен в Братской могиле на мемориале в Синимяэ.
Кашников Владимир Филиппович, родился в 1923 году, старший сержант. В свои 20 лет уже имел за спиной более 52 боевых вылетов в роли стрелка-радиста, за что и был награжден орденом «Красного знамени». Кандинат в ВКП (б) с 1943 года, русский, в армии с 1942 года, в боевых действиях участвует с февраля 1943 года.
Был награждён и медалью «За боевые заслуги» в феврале 1944 г.
В плену Владимир Филиппыч оказался в лагере Саласпилс, откуда впоследствии сбежал. Прошёл войну, жил в Иркутске, долгое время работал в атомной промышленности в городе Ангарск, в Сибири. Умер в 2012 году.
Корнеев Матвей Сергеевич, р.1921,Мордовская АССР, Теньгушевский р-н, с. Дудниково, стрелок (…) В действующей армии с 09.01.42 г. Служил в составе 660 нбап, мл. сержант, механик по вооружению. Обслужил 158 боевых вылетов самолетов У-2.С февраля 1943 г. служил в составе 872 шап в должности воздушного стрелка самолета Ил-2. Летал в экипаже командира эскадрильи ст. лейтенанта Платонова.К июлю 1944 г. на самолете Ил-2 совершил 136 боевых вылетов на Волховском фронте и Карельском перешейке. Участвовал в 18 воздушных боях, неоднократно отражал атаки истребителей противника.23.06.44 г. в групповом бою сбил Ме-109, который врезался в лес в районе Репетилли. Награжден орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени, Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги» и др. ПЕРЕПЕЛИЦА НИКОЛАЙ СЕМЕНОВИЧ,ст. с-т. Род. в 1924 в г.
Днепропетровске. Призван Новосибирским РВК. 872 шап И ВА. Пропал без вести 8 апреля 1944.
Да, друзья читатели моего блога, у одного из авиационных бардов, назовём его так, Николая Анисимова, есть замечательнейшее посвящение всем экипажам штурмовиков той прошедшей страшной войны, рекомендую послушать:
Ни пуха и мирного неба над головой!
Спасибо Героям!
мой дед по отцу летал на Ил-2.