Как искали клады до появления металлоискателей?

Когда, кто и при каких обстоятельствах нашел первый клад при помощи МД неизвестно. По крайней мере, в открытых источниках найти такую информацию мне не удалось, а жаль. Ведь этот день можно было бы признать официальным днём приборного поиска. Да, и пусть, есть день археолога, день кладоискателя и даже день сапёра, но всё таки хочется чего-то своего, обособленного, характеризующего именно это новое хобби. Однако, а вы когда-нибудь задавались вопросом, как искали клады до появления в массовой продаже первых металлоискателей? Мне стало интересно и пришлось немного поработать в поисках фактической, удивительной и забавной информации, с весьма поучительными историями, целым пластом этнографической культуры и колоритными историческими фактами. Отмечу сразу, что в этой заметке не будет историй про клады, найденные при строительстве или наоборот сносе старых зданий, а так же историй про сокровища, открытые археологами. Расскажу я вам про людей, увлеченных поисками кладов, что жили до эпохи технического прогресса. И как оказалось, тогда это движение было не менее популярным, чем сегодня.

Современная наука о психологии человека прошла как-то мимо помешательств отдельных личностей на предмет поиска кладов. Однако люди в нашей стране с времён былиной Руси искали клады и сокрытые сокровища. Есть даже легенда о том, что Иван Грозный в 1548 году приехал с опричниками в Новгород и начал пытать пономарей Софийского собора. Спрашивая, где находится тайная кладовая князя Владимира Святославовича. Интересная игра слов, в те времена слово «пытать» было синонимом слова «спрашивать» отсюда в современном языке сохранился термин «пытливый ум». И в этом разумении не совсем понятно, действительно ли Грозный пономарей пытал или любезно разговаривал с ними за чашечкой чая с козинаками. И, как гласит Псковская летопись, пономари ничего Грозному не раскрыли, тогда царь и великий князь сам поднялся в верхние палати, да ткнул перстом указуя место где было нужно ломать стену. За стеной и нашли золотые слитки и прочих богатств множество, которые погрузили на возы и отправили в Москву. Хорошая история, показательная, и раскрывает суть того, что клады искали не только простые крестьяне, но и первые лица государства.

Однако, как в последующем доказали дотошные историки, псковская летопись немного врала. Поскольку и Грозный в том году не бывал в Новгороде, и Софийский собор был построен значительно позже после смерти Владимира Святославовича. Но вот история с сестрой Петра первого Екатериной Алексеевной, о которой я расскажу чуть ниже, раскроет для нас интересную сторону жизни светского общества того времени. Увлечение кладоискательством стало частью отдельной субкультуры на одном уровне с гаданием, ворожбой и составлением гороскопов. Не зря Владимир Иванович Даль в цикле статей «О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа» заметку про клады написал после публикаций о приведениях, оборотнях и симпатических средствах. (последний термин вызвал у меня интерес решил почитать что это есть такое, оказалось это целая глава о средствах против лихорадки. Например больной мазал лицо саже и одевался в чужое платье, что бы лихорадка вернувшись не узнала человека.) Клады в те времена искали и иногда находили разными способами и приметами, основанными на поверьях и чистом рационализме. И вот некоторые примеры таких способов поиска кладов.

1) Случайность или везение. Метод, который работает и поныне, но описать его нужно, поскольку именно от него и пошла вся кладоискательская субкультура. Страсть к поиску кладов была присуща и повсеместно встречалась как среди простолюдинов, так и среди знати и даже отдельные представители духовенства были замечены за этим делом. Поверья, приметы, заговоры, действия мошенников всех мастей, кладовщики (не путать с профессий работников складов), ворожеи и даже советы священников. Как мы знаем, чаще всего клады находят случайно. Так было и в те далёкие исторические времена. В 1673 году, на вотчине боярина Фёдора Ртищева в деревне Кутуковой Переславль-рязанского уезда случилась такая история. Ребятишки погнали стадо коров на водопой. Коровы пройдя по крутому берегу реки, обрушили часть склона, в результате на берег вывалился глиняный горшок с серебряными гривнами и разного рода украшениями из серебра и золота с драгоценными камнями. Ребятишки быстро всё подобрали и разделили между собой. Как установило позднее следствие, разделили не поровну, а по старшинству, при этом несколько золотых украшений были разломаны на части. Дети принесли сокровища домой, и как позднее установило следствие, взрослые сговорились никому о кладе не рассказывать, а сами начали искать способы, как продать сокровища. Одна из женщин — мать Обрашки Сергеева не смогла удержаться и рассказала о кладе местному попу Тарасу, и как позднее установило следствие, поп потребовал пожертвовать часть клада в церковную казну. Естественно, все участники истории стали отрицать наличие у них, вообще, каких либо драгоценностей. И тогда поп Тарас рассказал историю волостному приказчику. Приказчик написал письмо барину и получил от Господина разрешение на проведение сыска и изъятия ценностей у крепостных крестьян. Последующие подробности дела следствию установить точно не удалось, поскольку все участники истории на допросах, врали, выкручивались и валили всю вину на других. Однако, как установило следствие, приказчик, с подручными, прошелся по домам крестьян и угрозами да розгами смог изъять часть драгоценностей из клада. При этом барину, по описи было отправлено менее половины от всех изъятых драгоценностей.

Поп Тарас обратился к приказчику с просьбой пожертвовать часть от клада в церковную казну. Но приказчик сообщил, что всё отправил барину, и у него ничего для пожертвования нет. Священнослужитель, от досады, сообщил о данной истории двум приказчикам соседнего с Кутуковым села. То село принадлежало в разных долях двум разным Господам. Но дело в том, что берег реки, на котором нашли ребятишки клад, был спорной территорий. И размежевать его между соседями хотели только через год. Поэтому приказчики соседнего села направили письма своим Господам, дворяне написали письмо царю-батюшке с просьбой провести расследование. И в село приехали столичные следователи. Они церемониться не стали и арестовали всех: женщин, стариков, мужиков, детей, приказчиков (даже тех, что написали жалобу) И только поп Тарас остался вне следствия. Его, как лицо духовного сана, допрашивало епархиальное начальство. Следствие в то время имело весьма ограниченный набор оперативных мероприятий, и после пыток огнём, да дымом быстро удалось установить примерно точную картину событий в деталях и участниках. Однако дело было приостановлено и впоследствии скоро сведено на нет в результате смерти боярина Ртищева. Конечно же, обвинять видного и знатного боярина ни кто не собирался, скорее всего, следователи смогли тайно изъять остатки от клада и дальше оставаться на месте не имело для них рационального смысла.

Данный пример показывает, что истории об обнаружении особо ценных кладов становились достоянием общественности. Параллельно сочинялось немало историй о богатых людях, что, дескать, разбогатели оные не своим трудом, а по факту обнаружения тайных и древних сокровищ. Всё это вместе и общепризнанное извечное желание лёгкой наживы да быстрого заработка способствовало созданию целого класса суеверий, приданий, поверий и примет.

2) Вещий сон. В конце 19-го века в деревне Большие Угоры Костромского уезда, местному священнику приснился сон о местонахождении разбойничьего клада. Легенда об этом кладе ходила в народе с давних времён, поэтому, когда поп рассказал пастве о сне и о том, что он точно знает то самое место, где нужно искать клад, помочь в поисках радостно согласилась вся деревня. В разгар весенней посевной все крестьяне ушли в лес и, разбившись на группы стали искать клад. Под общим наставлением священника и соблюдением «предписанных» правил, с молитвами песнопениями и благими помыслами. Остановить это массовое помешательство уездные власти смогли только после приезда целого отряда жандармерии. В итоге особо рьяных кладоискателей пролечили розгами, а попа после проведения расследования сослали в дальней монастырь для профилактики. В итоге крестьяне меж собой постановили, что клад им не открылся, потому что не у всех тех, кто его искал, помыслы были чистыми. Кто-то, вероятно, тайно помышлял найти клад и оставить его себе, ни кому не сказав, а потом при удобном случае откопать и забрать.

А вот в рукописи датируемой 11-м веком рассказывается история о более удачном исходе обнаружения клада по методу вещего сна. Одному из монахов Печерского монастыря приснился сон, благодаря которому он с сотоварищем смог отыскать в пещерах под монастырём множество серебряной и золотой посуды латинских мастеров. Клад монахи перепрятали по разным местам, но известие о находке дошло до князя Мстислава Владимировича. Монахов арестовали и долго пытали (в этом случае, скорее всего именно пытали в современном понимании смысла этого слова) Но даже под пытками, монахи не раскрыли места, куда перепрятали сокровища. Так что, тут невольно задумаешься, а был ли итог всей истории для кладоискателей удачным.

Если кто-то думает, что такое явление, как вещий сон в те далёкие и не очень времена считалось случайным, то уверяю, вы глубоко заблуждаетесь. Вещие сны это отдельная тема народных поверий, а потому существовало множество «проверенных» «верных» и «достоверно действенных» способов вызывать нужные «заказные» вещие сны по определённым тематикам. Например, для поиска клада, нужно было под подушку положить предмет, связанный с этим кладом или человеком который спрятал клад. Люди таскали землю с могилы или кусок могильного креста, черепок от глиняного горшка. И естественно, что всё эти предметы нужно было добывать в полночь полной красной луны високосного года. Вариаций по усложнению методов добычи нужных предметов было множество и завесили они от фантазий местной знахарки или чувства юмора сельского батюшки. Существовал целый сборник неканонических молитв и заговоров на вызов вещих снов. Так же нужно было понимать, что вызывать вещие сны на убывающую луну было делом бесполезным, поскольку в это время все сны лживые.

3) Амулеты, зелья, зачарованные предметы и планетарные тетради. Сестра Петра Первого Екатерина Алексеевна Романова, слыла страстной кладоискательницей. И как обычно бывает в таких случаях, на любой запрос богатого человека всегда найдутся интересные люди с хорошими и верными предложениями. Так царевна могла посреди ночи велеть запрячь тройки самых быстрых лошадей и со свитой умчатся за триста вёрст копать клад на дворе неизвестного никому крестьянина. И такие места указывали знающие люди. Но, условия были не простыми, а как же без этого? Проехать триста вёрст нужно было с непогашенной свечой. Одно время царевну Екатерину верные люди свели с неким костромским иереем, который хвастался наличием редких планетарных тетрадей. В переписке иерей утверждал, что с помощью этих тетрадей помог найти уже не один клад. Переписка царевны с владельцем тетрадей попала по линии тайного приказа Петру Первому. Тот приказал провести сыск иерея. Офицеры тайного приказа сыск провели, иерея нашли, допросили и записали признания оного в мошенничестве. По закону того времени наказание — рваные ноздри, клеймо вор, кандалы и бескрайние просторы Урала для освоения.

По общему поверю тогдашних кладоискателей и замыслу шарлатанов (или верных людей, кому как удобнее принимать деятельность кладовщиков), зелья, отвары, амулеты, древние свитки, заговоренные коренья, цветок папоротника, разрыв-трава и многое-множество всякого иного предметного зачарования, всё это должно было способствовать открытию у кладоискателя сноровки, ясновидения и снисходжения тайных знаний. Должны были открываться умения видеть сквозь землю и стены, чувствовать клады на расстоянии в сотни миль и всякого рода мелочи, вроде умения разговаривать с животными, духами умерших людей и читать мысли живых. Ну, а если проданные предметы не работали, то у торговцев всегда была одна стандартная, но абсолютно работающая отговорка-оправдание. Мысли кладоискателя были не чисты, задумал он расходовать найденный клад не на благое дело, а на всякого рода постыдство или неугодные богу поступки. И вообще если в процессе поиска клада искатель хотя бы раз мелькнул мыслью в голове, что ни с кем не будет делиться, а заберёт всё только себе, то клад таким не дается. Кладоискатель можно копать в верном и точном месте, но при этом сокровище будет само уходить в землю глубже и глубже.

И тут, при прочтении последнего абзаца, каждый из камрадов однозначно и наверняка вспомнит свою собственную историю про поиск клада в верном и стопроцентном месте. И про то, какие мысли были у него, а если и у него были мысли верные, то наверняка у его друзей помыслы были хитрые и нечестные. Казалось бы, такое наивное средневековое суеверие, а как отлично работает и в наши дни торжества технического прогресса постиндустриального общества?

Ещё одним интересным примером использования зачарованных предметов является отрывок из дневника одного незадачливого кладоискателя конца 19-го века. Сибирский купец, заболевший поисками кладов Стеники Разина и Емельяна Пугачёва, очень быстро стал спускать деньги на совё увлечение. Как и положено вокруг него стали собираться всякого рода люди с сомнительной репутацией. Приносить ему и предлагать купить разнообразные верные средства, амулеты завёрнутые в тряпицы и разбойничьи письма. Так за внушительную сумму купец приобрёл горсть земли с могилы удавленника, взятую в полную луну на полуночи. И вот тут, весьма интересным примером для меня, стало упоминание среди прочих лихоимцев, знахарок, молельщиков, странствующих блаженных, всех тех, кто пытался продать купцу «проверенные» средства. Так вот среди всего этого сброда упоминались отставные солдаты, что торговали некими реликвиями, якобы добытыми ими с тел убитых вражеских офицеров, или шахов, или атаманов. Как понимаю, истории о чудесном приобретении предметов придумывались на ходу в зависимости от реакции перспективного покупателя.

4) Молитвы, заговоры, обряды и прокаченные книги. Если в предыдущей части речь шла о материальных предметах, то тут расскажу вам о словесных и речевых приёмах, которые, по мнению кладоискателей прошлого, верно помогали при поиске сокрытых сокровищ. «Дедушка, дедушка вот тебе конфетка дай ты мне монетку.» Если бы вы в компании матёрых кладоискателей 19-го века обошлись только этой присказкой, то на вас сотоварищи смотрели бы, как нынче в поле обладатель Нокта Амфибио Мульти смотрит на случайно встреченного владельца МД типа «Пират». В принципе, в этом сегменте кладоскательской науки прошлого, народные заговоры и молитвы не ушли далеко от других сфер человеческой жизни на селе. Заговорённые тетради переписывались от одной знахарки к другой, часто с добавлениями или упрощениями. Существовали целые сборники неканонических молитв на все случаи жизни от сведения бородавок, до призвания заказных погодных явлений. Естественно не обошло стороной сочинительство молитв и кладоискательство.

«Пойду в чистое поле, в леса дремучие, за черные грязи, через океан-море». А здесь «стоит столб, а на нём сидит Спас-Пресвятая Богородица». «За болотом немного положено — мне приходится взять. Отойди же ты, нечистая сила, не вами положено, не вам и стеречь». И в таком формате среднеазиатского акыма – что вижу о том пою, самодельные молитвы могли быть продолжительностью на час без повторений в сюжетной линии. В заговорах, помимо упоминания святых и мест поиска, обязательно рассказывали, на что будет расходоваться найденный клад. Тем самым шло заверение чистых и нечистых сил, что могли охранять клад, в благолепии помыслов и добродетели намерений кладоискателя.

Когда приходило время осознания, что самодельные молитвы не помогают, кладоискатели начинали думать о более продвинутых, а потому дорогих методах молитвенного поиска. Так, всё тот же уральский кладоискатель 19-го века оставил в своём дневнике интересную запись с описанием так называемых Вызывных книг. «А вот нищий Василий Семеныч доподлинно взял поклажу в селе Красной Поляне, а научил его, как взять — заштатный дьякон: все больше молитвами отчитывал из требника Петра Могилы. За тем требником ездили мы три раза в Ливу , да дорого просят: сто рублей, да ещё надул подлец-лубянишные глаза Евсейка, а денег обобрал много. На что был богат Филипп Чистяков: — четыре расшивы имел — да и те все прожил в клады. — Одначе, Бог поможет, весной возьмет малу толику. Есть у целовальника под горой книга „Немая строка“: по ней вызывать можно». Думаю комментировать по этом отрывку что-либо излишне.

5) Охрана кладов, духи, мелкие божества, призраки и канонические святые. Когда человек ищущий клады начинал задаваться вопросами из разряда «Что я делаю не так?». Как обычно в аналогичных случаях по всем другим аспектам жизни, всегда приходит один ответ. «Я то всё делаю правильно, просто мне кто-то мешает». А кто может мешать опытному кладоискателю? Конечно же, всякого рода нечистая сила, или нейтральные персонажи фольклорного пантеона, такие обычно ведут себя зловредно, но стоит задобрить их вкусняшками, те мигом переходят на светлую сторону силы. После определения персонажей, что могут мешать кладоискателю на пути к заветной цели, разрабатывался план по их нейтрализации. На каждую разновидность нечисти свой приём. Но самое главное это иметь железные нервы. Ведь по различным преданиям и черт человека в лесу крутит. Или когда до клада остается один шаг, то лошадь сорвётся, то медведь зарычит, то человек в обморок упадёт, а кода очнётся, то понимает, что стоит на другом месте, а то место с приметой на клад всю жизнь ищет и больше найти не может.

В поверьях сибирских народов есть немало упоминаний о том, что клад это мост между миром живых и миром духов. В европейской же культуре мы можем найти немало легенд о том, что клад является тем предметом, что удерживает призраков от перехода в загробный мир. В наших же поверьях нет четкой цели или логики в поведении нечистой силы, охраняющей клады. Когда триста человек, жители одного села, три года копают курган и всё безрезультатно, для инициаторов такого раскопа нужны хорошие доводы, дабы держать копателей в тонусе и интересе к початому делу. В качестве действий от нечистой силы применяли стандартные средства, молились, крестились, таскали святую воду, ставили кресты и ходили большими коллективами, мол, если одного бес попутает, то на всех у него силёнок не хватит.

Отдельно стоит рассказать о мелких божествах или добрых духах отвечающих за сбережение кладов и выдачу сокровищ по описи и разнарядке, только достойным и благочестивым кладоискателям.

На территории Великороссии главным по линии выдачи кладов считали духа под именем Кладовой. Не шибко оригинальное название, хотя вот его подчиненным народная фантазия прописала более глубокую сюжетную линию и драматургию. Лаюн и Щекотун. Один соответственно при приближении кладоискателей превращается в лающую собаку, другой дух становится надоедливой сорокой-щекотухой. Как проходить этот квест на пути к заветному кладу сведений нет, но вероятно просто игнорируя все действия отвлекающих животных. В южных губерниях духа заведующего кладами звали Кудеяр. Это вообще отдельный персонаж кладоискательского фольклора, поскольку истории о нём ходили, как о реальном человеке, промышлявшем лихим разбоем, а потому прятавший повсеместно и без разбору во всех приметных местах бочки с золотом, мешки с жемчугом и телеги с серебром. В Белоруссии мелкопоместного божка завали Копушей. Прокачивали божество при помощи съестных угощений, поклонов и зарока оставить часть от клада ему.

Среди канонических церковных апостолов народ так же назначил ответственного святого по линии кладоискательства. Им стал Апостол Симон Зилот, как утверждают исследователи верование в то, что Симон помогает в поисках кладов, пришло от созвучия слов «Зилот» и «Золото». А раз золото, значит клад, как-то натянуто взаимосвязью, но, а вдруг сработает? Ещё одним святым по спецификации поиска кладов на Руси считался Святитель Иоанн, архиепископ Новгородский. В его послужном списке была история про то, как следуя в Иерусалим, священник был преследуем бесом. Изловчившись, Иоанн запечатал беса в кувшине. Вот и решил люд, что кладами промышлял да никак промыслить не мог, если этот святой смог беса запечатать, так сможет и распечатать заговоры на горшках с кладами.

6) Клады именные, с зароком и сокрытые ключом. Итак, представьте себе среднестатистического кладоискателя столетней давности. А лучше всего себя на его месте. Вы прошли все перечисленные выше пути, методы, способы, варианты, вариации и попытки найти верный клад. И сон вам снился, и зелья расширяющее сознание пили, и сухой перст казненного арапа купили, и с негасимой свечой сотню верст скакали, и верных людей нанимали, что бы те место указали, и нечистую силу молитвами из редких книг разогнали, и духов пирогами задобрили и даже в ночь на Ивана Купалу в лаптях заговоренных на день Симона Зилота по лесу в поисках цветка папоротника бегали. Но в результате, только заброшенное домашнее хозяйство, огромные долги и зияющая дыра в семейном бюджете. Кто виноват? И что делать?

А виноват сам клад, потому что на нем зарок, от того он не даётся кладоискателю. И даже если такой клад найти, не зная зарока, то он затянется, уйдя под землю. Зарок это ещё один квест который нужно пройти кладоискателю. Тут дело нехитрое, нужно просто узнать, кому и при выполнении каких условий клад откроется кладоискателю. Например, клад может найти только человек с определённым именем. Дескать, так пожелал тот, кто этот клад прятал. Вероятнее всего эту версию придумали верные люди. Ещё одна категория мошенников, что вызывались быть проводниками при поисках кладов. Такие субъекты простоватой наружности могли разыгрывать целые спектакли с нехитрыми спецэффектами на старых урочищах, курганах, в развалинах домов или пещерах. Кладоискателей уверяли, что клад то они уже нашли и место верное, но увидеть этот клад и поднять его сможет только человек с определенным именем. И, как мы понимаем, такой человек вскоре сам находился, либо в продолжение легенды его нужно было найти и долго уговаривать.

Помимо имени, в качестве зарока могли выступать некие задания. Например, клад зарывался на сто голов. И тут непонятно, то ли он должен открыться сотому человеку, то ли кладоискатель должен загубить сотню человеческих душ. Были варианты попроще, вроде спеть двенадцать песен, но таких, чтобы ни в одной не было сказано ни про друга, ни про недруга, ни про милого, ни про немилого. Или такой зарок «Тому это добро достанется, кто после моей смерти тотчас же голым пропляшет». Вообще в фольклоре встречались такие зароки на клады, по прочтению которых, сценаристы фильмов категории ХХХ могут почерпнуть много новых сюжетных образов и колоритных сцен.

Опять же найденные абсолютно случайно клады объяснялись тем, что человек не зная того, случайно исполнил зарок. Например, сел на берегу человек пообедать и случайно пролил молоко. И тут дался ему дорогой клад, потому что так, видите ли, было в зароке. Пролить молоко и тем саамы задобрить дух охраняющий клад.

Отдельным вариантом объяснений, почему верный клад не дается кладоискателю, стали истории про ключи. Ещё одна тема которую отлично монетезировали мошенники, поскольку этот вариант хорошо подходит в раздел амулетов. По версии «верных людей» клад не давался кладоискателю, потому что на него наложили замок и только после нахождения ключа замок срывал вуаль невидимости клада. Замком могли назвать проклятие, заклятие или заговор на сокрытие клада от чужих глаз. Но, люди прятавшие клады с замком, всегда делали ключ к замку. Это был любой предмет, попавшийся в тот момент владельцу сокровищ. Металлический ключ, засапожный нож, ржавый гвоздь или булыжник с выцарапанными инициалами. Вобщем любой предмет найденный «верным человеком» на помойке или в груде хлама. Но после помещения того в нужное место – под куст, под крест на могиле, под порог дома висельника, и «случайного» нахождения данного предмета самим кладоискателем, ключ приобретал реальную стоимость, как в понимании кладоискателя, так и в кошельке мошенника.

7) Клады-оборотни. Отдельным огородом от всего выше перечисленного идут истории про клады имеющие зачарование в виде животного или даже человека. Клады нежелающие явиться человеку, по поверьям могли превращаться в живые существа. Так по одному преданию начала 20-го века в Калужской губернии некая нищенка побираясь по богатому селу ни как не могла отделаться от назойливого петуха, что ходил за ней и теребил за нижние полы юбки. И тогда нищенка решила отогнать птицу, ударив петуха клюкой, а тот возьми да и распадись по земле добротной горстью звенящих золотых червонцев. В новгородской губернии ребятишки решили пошутить над бедным и больным стариком и закинули к нему в окно дохлого барана, что лежал на дороге. Старик наутро увидел вялый трупик и решил выбросить обратно через окно, но баран рассыпался золотыми монетами по полу.

Во всех историях про клады-оборотни есть одна деталь – что бы раскрыть клад нужно оборотню нанести сильный урон или физическое увечье. Ударить, пнуть, зашибить палкой, стегануть нагайкой ну и еще множество вариантов с применением подручных средств. Иногда клады оборотни могли являться в виде безрогой коровы, хромой собаки, одноглазой кошки или неизвестного человека. И тут я просто вынужден попросить, вас дорогие читатели, с иронией отнестись к этому разделу моей заметки. И постараться, при случае не вмазать наотмашь фискарём одинокого странноватого с нелепым видом мужичка встреченного на лесной опушке. Приглядитесь для начала, если у него в руках ведро и ножик, то с большой долей вероятности это грибник.

Думаю на этом можно завершить первую часть моего исследования на тему того, как искали клады до эпохи технического прогресса подарившего нам, любителям приборного поиска, эти замечательные металлодетекторы. Признаюсь честно, мне самому было интересно изучить такой большой пласт исторической информации. И этой информации было черезвычайно много, поэтому значительную часть подробного материала я упустил и сжал до размеров небольшой заметки. Во второй части, которая выйдет на нашем сайте в ближайшее время, я расскажу о реальных и действительно работавших методах поиска кладов и иных древностей людьми в далёком и не очень прошлом.

P.S. Пишу заметку и думаю, а ведь лет так через сто и наши средства для поиска кладов, могут посчитать шарлатанством и бесполезным анахронизмом индустриального общества. И какой-нибудь писатель-исследователь, будет потешаться над нынешними обладателями самых топовых МД, как я сейчас смеялся над, скажем, Вызывными книгами. Ведь в наше время, как и веками ранее поиск и нахождение клада зависит исключительно от удачи и величайшей вероятности случайных событий.

Честно говоря, мне будет приятно узнать, если кто-то из продавцов МД и прочего оборудования для кладоискателей, решит в своём магазине организовать шуточную витрину с предметами описанными в этой статье. А ведь таких предметов набралось немало. Иронично, оригинально и думаю, клиенты оценят подход к делу. Главное, что бы предметы не подпадали по закону под описание товара)))

Hobby Detecting
Добавить комментарий

  1. Я

    Зачёт!

    Ответить
  2. Мах

    Да от попов во всеки века исходит Зло и так всегда..

    Ответить
  3. Дарья

    Какая замечательная статья, прочитала с удовольствием!!!

    Ответить