Башня Дона и Росгартенские ворота (нем. Roßgärter Tor) — одни из семи сохранившихся городских ворот Калининграда. Нынешнее здание ворот расположено на том месте, где ранее находились одноимённые ворота, относившиеся к первому вальному укреплению города 1705 года постройки.
Название ворот произошло от местности, рядом с которой они располагались. Росгартен — конские сады, точнее, конские выпасы — район, который простирался от современной улицы Фрунзе до нынешней улицы Александра Невского, если точнее, то на пересечении улиц Черняховского и Невского рядом с площадью Василевского и Музеем янтаря.
В ХVIII веке Росгартенские ворота были деревянными, здесь проверяли документы «пеших и конных», собирали специальный налог.
Здание ворот, которое сохранилось до наших дней, было построено в 1852-1855 годах. Особого военного значения не имело. Близлежащую территорию контролировали две башни, расположенные рядом, — «Дона» и «Врангель». Первоначально ворота имели три проезда — один для транспорта, два для пешеходов. Затем здание расширили до семи проходов. Самый широкий использовался по прямому назначению, а боковые стали казематами для солдат охраны.
Ворота имеют всего один проезд шириной четыре метра. С обеих сторон по бокам от проезда расположено по три каземата. Таким образом фасад ворот состоит из семи проёмов. Со стороны города казематы имеют окна, с внешней стороны — амбразуры.
Городская сторона ворот отличается красивым декоративным оформлением, внешняя сторона не имеет декоративных украшений. С внешней стороны проезд прикрыт блокгаузом, из которого можно вести круговой ружейный и артиллерийской огонь и кордегардией, из амбразур которой можно было вести фронтальный и фланговый огонь.
При штурме Кёнигсберга в апреле 1945 года Росгартенские ворота оказались в зоне ожесточённых боёв, но пострадали мало.
Части Кёнигсбергского гитлеровского гарнизона, расположенные в башне Дона сдались самыми последними.
10 апреля 1945 года, на башне Дона советские воины водрузили знамя, завершив тем самым разгром Кёнигсбергского гарнизона.
Потом почти сорок лет сооружение не использовались — и только в начале 80-х годов ворота решили отреставрировать и восстановить.