Сказать честно, фольклор, да приметы любителей приборного поиска и современных кладоискателей, ничтожно мал и примитивен на фоне поверий, приданий, примет, заговоров и молитв кладоискателей периода Российской империи . Ну, что есть у нас сейчас? Некий земляной дед, которого многие копари стараются уважить перед началом копа. Формат уважения разный, от карамельки, до бутылки водки или даже коньяка. В качестве разнообразия, отдельные креативные копатели могут с бутылкой водки закопать пластилиновую бабу. Вот, в принципе и вся субкультура современных кладоискателей. Тогда, как ещё сто лет назад, на тему примет, поверий и всякого рода суеверий кладоискателей можно было легко написать увесистый научный труд. Поэтому, предлагаю вам, дорогие читатели, немного раскрыть богатый кладоискательский фольклор из прошлого нашей страны. Именно России, поскольку Европу, или Китай я вообще упоминать не стану.
И, так. Все средства и приёмы к которым кладоискатели прошлого прибегали в поисках кладов можно уверенно разделить на три основные группы.
— Молитвы и заговоры.
— Амулеты и прочие волшебные предметы.
— Письма и свидетели.
Но, для начала мы должны понять, на что, или в каком векторе действий применялись те, или иные средства. Дело в том, что кладоискатели прошлого четко знали, что не столько важно найти сам клад, как его увидеть. В многочисленных поверьях рассказывалось о том, как человек копал, или искал клад в верном месте, но не мог найти этот клад потому, что клад был закрыт от его взора. Поэтому, для того, что бы найти клад нужно было этот клад увидеть. Желательно на расстоянии, через стену или под землёй. И, вторым важным фактором для успешного обнаружения клада, являлись средства способствующие снятию магического заклятия или же успокоения нечистой силы, что охраняли тот клад.
Молитвы и заговоры. Со времён древнего язычества все возможные заговоры, приговоры, тайноговоры и неканонические молитвы, были неотъемлемой частью любого общества на Руси. На любой случай в жизни были не только канонические книжные молитвы, но и всякого рода присказки или тетрадные молитвы. Пропустим молитвы относимые к апостолу Зелоту, это другая более широкая тема, остановимся на тетрадных молитвах и дорогих церковных книгах. Так существовали поверья, что для успешного поиска клада в лесу, нужно целый день ходить и читать в том лесу молитвы, да так, что бы ни одной молитвы не повторялось. Заучивать такой текст никто не собирался, а потому кладоискатели, либо покупали, либо иными методами получали от повитухи, или ведуньи тетради с неканоническими молитвами.
Из канонических церковных книг, самой лучшей среди кладоискателей считался Требник Петра Могилы. Желательно оригинал первого издания 1646 года. Считалось, что молитвы из этой книги нужно читать на верном месте, и тогда клад выйдет из земли, или же иным способом проявится точное место где клад зарыт. Одновременно, молитвы такой сильной книги должны были распугивать всю нечистую силу, что прятала и охраняла клад, путая и пугая кладоискателя. Требник Петра Могилы был редкой книгой, а потому получить его даже на время стоило кладоискателю немалых средств. Если же данную книгу люди брали на время в церкви или монастыре, то они обязательно обещали, в случае обнаружения клада, половину сокровищ отдать на благо той самой обители. Это было отдельное древнее поверье. А именно, в случае, если кладоискатель находил клад, то половину от него нужно даровать церкви или монастырю, иначе заклятья, проклятья, призраки усопших и нечистая сила будут преследовать счастливого обладателя найденных сокровищ.
Амулеты и прочие волшебные предметы. Вообще, кладоискательство в прошлом это большой и бесконечный квест. Сотни сюжетных линий, десятки персонажей и несметное количество необходимых для прохождения квеста предметов. Если вдруг, некий состоятельный человек заболевал кладоискательством. А, тогда это действительно выводили в отдельный вид душевной болезни. Так, вот, если состоятельный человек увлекался поиском кладов, его за очень короткое время начинали окружать и донимать десятки людей с сомнительной репутацией. Рекомендации, советы и нескончаемые примеры того, как тот или иной человек, при помощи такого-то предмета поднял богатую полажу в овраге или на обрыве реки. Для большинства увлеченных и азартных людей кладоискательство заканчивалось полным разорением, долгами и быстрой кончиной на нервной почве.
Вы можете себе представить, насколько огромен был ассортимент амулетов и всякого рода волшебных и заговоренных вещей предлагавшиеся на выбор страстным кладоискателям прошлого? Диапазон, от банального цветка папоротника, до свечи из сала висельника взятое в полночь кровавой луны. Как, мы понимаем, главным в этом деле был не сам предмет, а история его чудесного обретения. В качестве амулета могли выдавать что угодно, хоть коровий навоз главное, что эту историю качественно доводил до перспективного покупателя. И, в качестве продавцов выступали все, кому совесть не давила на душу. Цыгане, гадалки и знахарки, торговцы на ярмарках, да и сами священнослужители не якшались заработать немного в угоду страждущим. Но, самыми яркими персонажами по продажам амулетов и заколдованных вещей в те времена были отставные военные. Дембеля по нашему. В 19-м веке в среднем служили в армии по 10 лет. это вам не петровские 25. Так, что после службы крепостной крестьянин становился вольным человеком и искал своё место в городских кварталах. Большинство из них зарабатывали на жизнь добрым и честным трудом, но были и такие, кто своё военное прошлое использовал, так сказать, с творческим размахом. Эти люди постоянно торговали и приторговывали некими редкими и диковинными предметами, «взятыми» ими с тел убитых в бою противников. Чем ярче была история про бой и про чудодейственные свойства редкого предмета, там охотнее покупатель верил в историю и охотно расставался с солильными суммами денег, в обмен на мечту.
Письма и свидетели. Если вы думаете, что А. Дюма придумал историю о графе Монтекристо самостоятельно, то уверяю вас, это совсем не так. Истории про умирающих в трюме разбойников, наёмников, офицеров, пиратов, проституток, любовниц и прочих персонажей, что могли спрятать на воле богатый клад, ходили в массовом порядке не только по Европе, но и по России-матушке. И если в Европе, благодаря развитой картографии схема мошенничества с «подлинниками» кладовых карт была доведена до идеала. В каждом европейском кабаке подвыпивший посетитель мог за гроши купить точную и верную карту с указанием места, где зарыт клад. Иногда за гроши, а иногда могли развести и на очень крупные суммы. Как тут не вспомнить современных мошенников с петровскими рублями от Алиэкспрес.
Так, вот, в России с картами было туго, поэтому повсеместно ходили и продавались письма с каторги или тюрьмы. Сюжет банален. Умирающий сын пишет маме, папе или жене, (нужное подчеркнуть) о том, что он раскаивается, грешен, умирает, а потому хочет рассказать, где он со своей бандой зарыл несметные богатства. Продавцы таких писем, доверчивым покупателям рассказывали, что сами бы эти клады давно нашли, но здоровье уже не то, и выпит хочется, да и вообще беглый он, в розыске, а потому в тех местах если объявиться, то его в кандалы и на каторгу до самой смерти. Доверчивые покупатели верили и приобретали такие письма. Весь комизм был в том, что многие из них не умели даже читать, и когда по прибытию домой просили грамотных прочесть, то оказывалось, что письмо это написано человеком который не умел писать.
Ещё одной разновидностью такого вот письменного творчества, стали знающие люди. Тот же самый вариант с умершим в тюрьме старым разбойником, только вместо письма — сосед по камере. Как правило, основной целью таких вот «соседей» было не получение денег, а желание бесплатно напиться и хорошо поесть. Тут всё просто, человек в кабаке «случайно» пробалтывался о том, что имеет наводку на реальный клад разбойников. Но, рассказывать где именно это место, он не будет. Сам выкопает и станет баснословно богатым. Подслушавшие это случайные люди, решали, что если такого простофилю хорошенько напоить, то по пьяной лавочке, тот расскажет всё, что надо. Так и поили, так и кормили, а в итоге, получали абсолютно липовую историю, с несуществующим местом и приметами на том самом месте.
Вот такой он был, когда-то интересный и богатый фольклор кладоискателей. Не в пример нынешнему. Хотя. Если сегодня почитать отдельные форумы да посмотреть отельных блогеров, то думаю, сказок и сказочников наберётся не на одну увесистую книгу.