Кто не мечтает найти клад? Сладкий запах халявы приправленный ароматом авантюризма, дымком разбойничьего костра, сыростью подвала постоялого двора, стрекотом сверчков в ночном овраге, оружейной смазкой кулацкого обреза, полумраком русской баньки и французскими духами на столовом серебре с вензелями герба древнего дворянского рода. Но, что мы знаем о кладах? В первую очередь, то, что их чаще всего находят случайно. Сносили дом, перепахивали старый огород, копали ров под фундамент, осыпался склон оврага или делали ремонт дома с богатой историей. Даже многочисленные современные кладоискатели, что с прибором в руках и лопатой наперевес бредут по вымершим урочищам, даже они знают, что найти клад – это дело случая и невероятной удачи.
Но всё же, даже у удачи есть своя статистика на основе, которой можно сложить некий примерный алгоритм действий. Несомненно, для отработки такого алгоритма нужна большая и детальная статистическая информация. Где её взять? В современной России почти 100% найденных кладов уходит на черный рынок и информацию о месте и условиях их обнаружения вам вряд ли кто-то поведает, даже за дружеской чаркой у ночного костерка. С другой стороны, огромное количество постановочного и фейкового видео от ютуберов, что под видом драгоценностей выставляют сувенирку с Алиэкспресс. Брать такую информацию за основу исследования будет глупо и неверно. Однако с чего-то нужно начитать. И вот на просторах бескрайнего и бездонного интернета попалась мне одна интересная книга — Горчаков В.Г. «Рязанские клады». Очень интересная и увлекательная книга, в сети, к сожалению, только отельная часть относительно перечня кладов в привязке к населённым пунктам. Но, зато можно купить за 350 р + доставка оригинал самой книги. Что я и сделаю непременно.
Однако, даже, того отдельного перечня кладов в привязке по населённым пунктам Рязанской области, достаточно для того, что бы составить статистическую таблицу и провести упорядоченную систематизацию кладов по основным местам их обнаружения. Отдельно стоит отметить, что 95 % приведённых в книге примеров обнаружения кладов на территории Рязанского края – это статистика до советского периода. И этот факт меня так же заинтересовал. Как выяснилось, до революции в губернии вёлся научный систематический подход учета всех найденных кладов. Согласно законодательству человек нашедший клад обязан был сдать его в РУАК (Рязанская губернская учёная архивная комиссия). В комиссии проводили экспертизу найденных монет или предметов и определяли ценные экспонаты для передачи в музей. Всё что не представляло научного интереса, возвращалось хозяину в полное владение. А то, что сдавалось в музей, было обеспечено выкупом из средств меценатов и бюджета учетной комиссии.
К сожалению, по кладам, найденным в советский период источников информации крайне мало, хотя мы должны понимать, что в этот период кладов находили гораздо больше чем при императорах. Трактора могли гораздо глубже проводить вспашку огородов и урочищ где раньше стояли хутора и деревни. Земляные работы проводились при помощи бульдозеров, а снос старых домов добавлял статистику черного рынка. Люди, нашедшие клады не спешили сдавать их в госбанк и вот почему. В 1972 году в госбанк города Спас-Клепики пришла пожилая женщина и принесла полсотни золотых монет достоинством пять и десять рублей. По её заявлению клад она нашла на территории бывшей усадьбы местного фабриканта. В госбанке монеты приняли, провели их оценку и выдали гражданке акт о получении крупного денежного вознаграждения в размере полагавшихся по закону 25%. Но деньги не выплачивали по бюрократическим причинам, чиновники разных уровней не могли согласовать из бюджета, какого уровня должны выплачиваться эти деньги. Процедура затянулась на годы, и женщина просто не дождалась своих денег. Поэтому очень часто, в информации о найденных в советское время кладах присутствует информация – монеты разошлись по рукам местных жителей.
Первое, что мы должны понимать при рассмотрении приведённой таблицы – это то, что данные в ней не полные и могут составлять всего небольшую часть от того, что реально было найдено за последние 150 лет на территории рязанской области. Откуда я это знаю? Ну хотя бы на основе исторического и краеведческого материала по району в котором я живу. В книге Горчакова по нашему району приводится пример всего трёх кладов, тогда как мне известно историй, реальных историй, не менее 20-и найденных, только за советский период, кладов. Естественно найденных и, как пишется в книге «разошлись по рукам местных жителей». Так же в таблицу не вошли данные по кладам, найденным на территории современной Рязани (Переславль рязанский) И на территории музея заповедника «Городище Старая Рязань». Клады Старой Рязани – это отдельная тема для рассмотрения, а клады современной Рязани я вывел за рамки статистики, поскольку сложно определить, где именно владелец сокровищ прятал их, на пустыре, в сарае или подвале дома.
Все описанные в книге клады я разделил на четыре основных группы по местам обнаружения и три временных периода. Думаю , что по временным периодам пояснения излишни, отмечу только, что клады Петра Первого с чешуёй, я о носил в царский период, а клады монетные относил в имперский. Что касательно места обнаружения клада, то собрал три основных группы и группу «нет данных» для общей статистики по кладам за тот или иной период. Так же, отдельно, вынес информацию о кладах в рамках статистической погрешности.
Огород – это клады, найденные при распашке земельных наделов в рамках границ населённых пунктов. Клады находились на глубине сохи или штыка лопаты. Так же в эту категорию отнёс клады, найденные при копке ямок под посадку плодовых деревьев в саду.
Овраг, берег, холм – это группа кладов, которые находили за чертой населённых пунктов в местах приметных на местности либо наоборот сокрытых от посторонних глаз. В эту группу я не относил клады, найденные при обвале крутого берега либо высокого оврага, когда вместе с монетами из грунта высыпались глиняные черепки и угольки.
Дом, фундамент – в эту группу вошли клады, найденные при ремонте домов, при углублении подпольных ям, а так же клады, найденные при земляных работах на глубине больше чем рабочая глубина плуга. К сожалению информации о том, что помимо клада находилось в грунте, так сказать сопутка, кладоискатели не сообщали, но можно быть уверенным, что клады спрятанные на глубине больше полуметра, прятались владельцем в подполе жилого дома. В последующем, дом горел или разбирался новыми владельцами, домовая яма засыпалась бытовым мусором.
Вещевой клад – удивительно, но все примеры вещевых кладов рассказывают нам о том, что найдены они, были за пределами населённых пунктов.
Клады на дороге либо у дороги – это пример весьма удивил меня, хотя и тут есть логика. Когда-то у дороги могли быть густые заросли кустарника, где и прятался клад. Затем дорога свернула, либо велись работы по дренажной окопке дороги и тогда находились спрятанные когда-то денежные средства.
Клады, найденные в поле – тут тоже может прослеживаться весьма простая логика. Когда-то на месте поля могла быть роща, где и был припрятан клад, либо стояло поселение однодворка и в этом случае наличие клада в этом месте вполне объяснимо.
Что интересного мы можем вынести из данной статистики? Ну, явно видно, что клады имперского периода в большинстве случаев находили в пределах населённых пунктов. А это значит, что если вы выбрали для копа деревеньку или урочище 18-19 го веков, то нет смысла искать клады ломая ноги на крутых отвалах расположенных рядом оврагов или собирать водочные пробки на берегу местного водоёма. Отдельно меня, не то что удивила, но дала дополнительную пищу для размышления статистика по кладам домонгольского периода. Это клады найденные вдоль береговой линии Оки. Как-то пару лет назад попалась мне на глаза карта найденных в бассейне Оки и Волги кладов куфических дирхемов. И карта показывала исключительно на места вдоль береговой линии. Интересно? ОБсудим это чуть ниже.
И вот тут, я перейду к следующей теме заметки, а именно разделение кладов по их назначению.
По типам клады делятся на три основные группы:
— Кубышка или заначка от жены. Да дорогие друзья, во все времена, мужики всех стран возрастов и религиозных убеждений имели привычку часть дохода прятать от жены и других домочадцев, спиногрызов. Прятались такие сбережения вне дома, оно и понятно, в доме всегда могут подглядеть те от кого, в принципе эти деньги и прятались. Поэтому кубышки и находят чаще всего в ближней части огорода. Там где стояли сараи, дровяники или мастерские с инструментом и верстаками хозяина дома. Ярким примером такой заначки может быть случай произошедший в деревне Пронская Чучковского уезда в 1897 году. Крестьянин Михаил Антонов, вместе с товарищем рыли ямки под столбы хозяйственной постройки, на том месте где когда-то стоял сарай. На глубине в один аршин (70 см) они обнаружили горшочек в котором оказалось: 17 золотых 20-и франковых монет, золотая 40 франковая монета, один золотой, золотой итальянский, 2 золотых по 5 рублей полуимпериала, 10 серебряных монет испанских времен и 13 серебряных рублей русских с 1728 по 1881 гг. Как мы знаем, тайна остаётся тайной, если её знают двое, и то один из них в могиле. Очень скоро известие о найденном кладе дошло до уездного полицейского управления. Находка была изъята и отправлена в РУАК. При этом один серебряный рубль был потрачен на стоимость почтового отправления, о чем сообщалось в сопроводительном письме.
Можно подумать и даже предположить, что заставило владельца клада спрятать его втайне от домочадцев? Крестьянин Антонов заявил полицейским, что эти деньги коллекция его дяди и отца, что людьми они были состоятельными, а потому могли себе позволить покупать такие вещи. Версия вполне правдоподобная, поскольку самый поздний рубль в кладе датирован шестнадцатью годами ранее года обнаружения. Что мы можем предположить о мотивах, которые заставили владельца коллекции прятать её от родных и близких? Первое – что подросшие дети могут украсть и продать за бесценок для того, что бы потом спустить деньги в компании ровесников. Второй вариант семейный конфликт с женой, которая могла неоднократно грозиться сдать монеты по весу металла для семейных нужд. Вот и закопал хозяин монеты на глубину на штык лопаты в углу сарая. Периодически их доставал любовался и обратно закапывал. Ну, а после его смерти сарай разобрали, нанесли сверху земли, и только случайность помогла найти этот тайник.
— Семейная касса или сбережения на чёрный день. В этом случае всё прозаично, банки в Российской империи стали появляться только во второй половине 19-го века. До этого времени деньги по привычке прятали на территории дома или домового хозяйства. Что бы понимать тот период времени можно вспомнить наши лихие 90-е. Разгул бандитизма, регулярные кражи по домам, грабежи на дорогах и скупка краденого хозяевами постоялых дворов. Так же как и хороший вор-домушник нашего времени, попав в квартиру к пенсионерке через 15 минут находит все тайники с деньгами и драгоценностями. Так же и в те времена, воры, залезшие в дом зажиточного крестьянина, за очень короткое время проверяли все типовые места, где обычно прятали свои сбережения, временно отсутствующие хозяева дома. Новости о кражах в том или ином доме быстро разлетались по округе сарафанным радио, вызывая у людей свойственную паранойю.
Где прятать сбережения? Вопрос, который мучил в то время всех, у кого эти самые сбережения были. Если в доме был полноценный подвал, или погреб, или подполье (не в плане партизан) а хорошо оборудованное подпольное пространство. То прятали клады там. Опять же нужно понять логику. Клады такого типа делаться на две категории. Долгосрочного хранения и постоянного использования. Нередки случаи, когда в одном повале находили сразу два, а то и три клада. Один из горшков всегда был неполным. И тут главная задача хозяина средств – это внешняя маскировка места, где прячется клад. Тогда, конечно же, хозяин не думал, что это станет кладом, но всё же сокрытию следов уделялось большое внимание. И в этом плане идеальным местом для хранения семейной кассы становиться баня. Ну, представьте себе среднестатистическую семью того периода. Мама, папа, и десяток детишек, не все из отпрысков по нынешним меркам были благополучными, прятать деньги у них на виду это равнозначно, тому что-бы сразу подарить им или воришкам. Дети могут разболтать друзьям, те своим близким и всё – копите заново.
Баня или амбар – помещение, в которое можно ходить регулярно под благовидными предлогами. Зашел в баню, закрыл дверь на засов, откопал горшочек, положили или вынул деньги прикрыл горшок крышкой присыпал землёй, полил сверх у водичкой, притоптал ногой и никаких следов. Вот почему почти половину всех кладов находят на огородах в слое уровня распашки плугом. Баня очень хорошее место для схрона денег. Маленькое окошко в которое не пролезет и ребёнок, крепкая дверь на которую часто вешали замок понадёжнее домашнего. И самое главное, ни кто со стороны не видит и не подсмотрит, а чего это там взрослые делают? Пример, село Сушки Спасского уезда, в 1910 году крестьянином данного села по фамилии Орехов, был найден клад на огороде. На глубине всего трёх вершков в лубочной коробке найдены медные монеты периода Екатерины великой в количестве 1 700 штук. После исследования РУАК монеты возвращены владельцу как не имеющие исторической ценности.
В заключение этого раздела. Хочу отметить, что весьма глупо предполагать, мол люди в прошлом прятали деньги в открытом огороде. Пусть даже там могли быть заросли или кусты, но всё равно, а как же зимой копать? Сначала метр снега, потом ещё и мёрзлую землю киянкой? Прятали в закрытом помещении, так что бы ни дай бог, не увидели соседи. А бани тогда люди ставили на само краю огорода, что бы в случае пожара огонь не дотянулся к дому и на соломенные крыши сараев. Вот почему, очень часто, нынешние кладоискатели находят хорошие клады имперского периода именно на краю огородов.
— Воровские клады. Это клады, которые находят за пределами населённых пунктов у приметных мест топонимики. Речки, овраги, валун, старый дуб, песчаный холм или горка. Происхождение таких кладов столь же прозаично, как и вся наша история. Как сказал в своё время Жириновский с трибуны Государственной Думы «В Росси всё сложнее стало воровать, потому, что некуда наворованное положить, поскольку если краденое и плохо спрячешь – украдут». Во все времена отдельные граждане по воле случая или злого умысла могли стать незаконными обладателями весьма солидных капиталов. Батраки, работавшие на богатого хозяина приметившие, где тот прячет кассу, близкие родственники – дети, братья или племянники умыкнувшие схрон семейных накоплений, классические разбойники и наёмный персонал торговых караванов.
Большое количество кладов с куфическими дирхемами найденных на берегах Оки, связаны с активной торговлей на пути из варягов в персы. Движение товаров и грузов осуществлялось на гребных судах. Гребцов нанимали из местного населения, глупо брать на весь маршрут от нынешней Астрахани до Москвы, постоянную команду гребцов (они же бурлаки). На обратном пути, когда суда сплавляются по течению гребцы – это просто ненужный балласт. Поэтому, скорее всего артели гребцов нанимались в каждом отдельном городе на торговом пути, отработав свой отрезок пути, они получали оплату и сплавлялись вниз на самодельных плотах, как это делали ещё в прошлом веке бурлаки. И вот, вполне вероятно, что очень часто купцы становились жертвами краж со стороны наёмных гребцов, возможно даже с убийством, вариантов много. Но самое главное, что вор, скорее всего в тёмное время суток, совершив кражу, вплавь добирался до берега, где опасаясь, вполне резонно опасаясь, что у него могут отобрать то, что он украл, вор прятал деньги в приметном месте на самом берегу, либо недалеко от берега. Холм, горка, овраг ручья, корни высокого дерева, одиноко лежащий валун.
Так же к воровским кладам стоит относить сокровища зарытые разбойниками и ценности припрятанные захватчиками во время набегов и войн. Легенды о запрятанных в заветном месте золота в бочках, казанах и даже целыми лодками мы оставим для фольклора, а вот реальные примеры можем рассмотреть. По принципам и законам любого военной похода, а так же организации дела в разбойничьей шайке, все ценные предметы, добытые непосильным трудом, должны были сдаваться в общую кассу. Помните известную легенду про короля Хлодвига и золотую церковную чашу. Нет? Напомню. Фракийский король Хлодвиг из Рода Мировингов, 5-й век нашей эры. После удачного похода всю военную добычу сложили в одном месте и стали делить по жребию. К королю обратились священники вернуть им драгоценную чашу, и король попросил своих воинов помимо его общей доли отдать ему из общей добычи ещё и чашу. Один из воинов вышел и разрубил чашу топом со словами «Получишь ты только свою долю» И войну за такой поступок король ни чего не смог сделать, но обиду затаил. А уже через год отомстил, прилюдно разрубив того самого война, своим топором со словами «Так ты поступил с моей чашей»
Что из этого мы можем вынести интересного? Всю добычу после грабежа сдавали в общую казну, и уже из неё шло разделение по заслугам и по справедливости. Поэтому у удачливого вора или война всегда возникал соблазн при обнаружении малых по размеру, но ценных предметов. Пока ни кто не увидел, припрятать ценности, а потом, по возможности, вернуться и забрать себе всё, целиком и полностью. А почему их прятали, может понять каждый, кто служил в армии и знает, что такое личный досмотр бойца. Вообще, для военных и разбойничьих кладов характерно наличие ювелирных изделий. Так в 1895 году крестьянином села Тырновская слобода Спасского уезда Григорием Ларионовым был найден клад на берегу Оки. В результате разлива размыло песчаный берег и произошло обрушение склона. На месте схода крестьянин обнаружил несколько золотых и серебряных перстней, серьги и браслеты с цветными каменьями. Так же среди прочего были обнаружены серебряные монеты «мордки» времён правления князя Олега Ивановича Рязанского. По данным РУАК, клад разошелся по рукам местных жителей.
И как мы понимаем, спрятанные богатства становятся кладом сразу после смерти владельца. А умереть в то время, у простого смерда шансов было гораздо больше, чем у современного жителя среднерусской равнины. Мало того особо ценные предметы было не так-то просто и продать. Да и сами дирхемы в домонгольский период на Руси не имели внутреннего хождения. В то время, дирхем или новгородская гривна были расчетной единицей среди купцов. На внутреннем рынке действовала система бартера либо в качестве денежной единицы выступали шкуры животных. Шкуры – это удобно, мех был основным экспортным товаром, и его можно было свободно обменять на все виды других товаров внутри страны. А вот серебряные деньги были чем то вроде дорожных чеков Американ Эксперс сегодня. Представьте себе ситуацию – в сельский магазин заходит человек и предлагает рассчитаться дорожными чеками. Хорошим примером может служить история одного московского боярина отправленного Петром Первым по дипломатическим делам в Европу. В одной из своих дорожных записей боярин рассказал историю о том, что на территории Франции ему в пути помогли два местных крестьянина. За эту помощь боярин решил с широтой русской души отблагодарить крестьян, даровав им рубль с профилем Петра. Увидев большую серебряную монету, крестьяне испугались и наотрез отказались её принимать, объяснив это тем, что не смогут на эту монету ничего купить. Их сразу обвинят в воровстве и могут посадить тюрьму.
Так, где же можно и нужно искать воровские клады? Тут нужно разделить эту категорию кладов на две подкатегории. Клады, которые прятали надёжно до лучших времён и клады, которые прятали, что бы периодически из них забирать небольшую сумму на личные нужды. С кладами «до лучших времён», все сложно их прятали вдали от поселений в местах с чётким ориентиром на местности. Высокое дерево, холм, берег озера, опушка леса. С того времени, как клад закопали, ландшафт, местность и ориентиры могли десятки раз измениться. Так что нахождение таких кладов это фактор невероятного везения и схождения счастливых звёзд под углом буквой зю.
Другое дело, клады, которые прятали с целью периодически доставать деньжат на излишества всякие личного характера. Тут есть своя прямая и основательная логика. Место должно быть спрятано от посторонних глаз, но при этом сам воришка должен видеть местность, что за ним ни кто не подглядывает. Так же у него должно быть логичное объяснение, что он тут делает или что делал, если его вдруг спросят. Поэтому для таких кладов характерной особенностью является наличие рядом дороги. Пошел человек в соседнее село, сказал родным, что поедет батрачить, по пути посмотрел, что на дороге ни кого нет, сделал вид, что в кусты побольшому, откопал монеток и можно в трактир вечером идти. В трактире, в пьяной драке получил нож под ребро и остался клад у дороги в ожидании нового хозяина.
Не стоит забывать, что и у хозяина воровского клада, так же со временем развивалась паранойя относительно того, а не нашел ли его деньги кто-то другой. Поэтому клад перепрятывался, но всегда, так что бы место можно было регулярно осматривать. Так клады прятали на берегу водоёма, если такой был рядом с деревней или селом. Тут заветное место можно было регулярно проверять под видом рыбака. Ставить верши или сидеть с удочкой, или ночью с острогой ходить на щуку. Главное правило для схрона клада – это открытое место, в лесу или роще прятать нельзя, поскольку там случайный грибник может за человеком подглядеть и приметить место схрона.
В завершении хочу отметить, что данная статистика по кладам характерна и показательна только для Рязанской области, поскольку здесь издревле проходил важные торговые пути, а так же именно рязанская земля подвергалась наибольшему числу опустошительных набегов захватчиков из степей. Основной целью таких набегов были пленные люди, для дальнейшей продажи их в рабство на черноморских и каспийских рынках. Так известно, что в 1572 году крымский хан Давлет Гирей, после неудачного штурма Москвы развернул войско и ушел в степь по рязанской дороге. В результате было угнано в рабство почти всё население степной части Рязанского воеводства. Да так опустела земля рязанская, что по отдельному указу Ивана Грозного заселять опустевшие земли пришлось людьми из других частей Московского царства. Именно поэтому, больше половины из указанных кладов царского периода это деньги царя Ивана IV.
Ну и напоследок, один пример найденного клада, который поразил меня даже больше чем многочисленные клады рублей Петра Первого или клады нумизматических коллекций найденных на крестьянских огородах.
В 1893 году в РУАК на телеге привезли 15 пудов монет пятикопеечного достоинства времен Екатерины Великой. Крестьянин села Рубецкое Касимовского уезда Иван Зайцев рассказал, что нашел эти монеты в большом деревянном корыте. Где именно корыто находилось, он не сообщил. После осмотра клада членами РУАК было установлено, что все монеты не имеют нумизматической и исторической ценности, а потому были возвращены владельцу. Только вдумайтесь ПЯТНАДЦАТЬ!!! пудов (240 килограмм) Катиных пятаков кладового сохранна. Это примерно 4 800 штук.
На этой мажорной ноте действительно можно и завершить моё повествование. Если вам дорогие читатели понравилось, пишите об этом в комментариях. А так же я, как всегда буду рад дискуссии на тему, может, у кого есть свои примеры, особенно мне будут интересны материалы наподобие книги «Рязанские клады». У меня много накопилось литературы типа «Самые известнее клады России», или «Самые дорогие, но не найденные клады», это хорошее чтиво для бесполезного времяпрепровождения. Мне же интересны именно сухие статистические данные в большом объёме. И отдельно я все-таки надеюсь, что прочтение данной заметки поможет вам когда-нибудь найти свой заветный клад. Ну а если это и правда случиться, то можно будет прислать нам просто историю, как это вам удалось. Всего доброго, удачи и благосклонности земляного деда.
Понравились условия, по которым принимали клады до революции… Не ценные монеты — возвращали, ценные — выкупали при помощи меценатов…. Просто песня.
Так вопросом выкупа всяких древностей озаботился ещё Петр 1. издав на эту тему аж целых два указа. Затем Екатерина 2 отдельным законом признала все древности собственностью того на чьей земле они были найдены.
А нынешнее правление не понимает(не хочет),что это лучший способ сохранить древности.
Интересная заметка,вобщем,как и прочие ваши.
Андрей, тут вопрос в том кто будет в этом случае выкупать эти ценности? И по какой цене? ДО революции предметы выкупали по себестоимости богатые коллекционеры, после их смерти коллекции переходили в музей, так что система работала. У нас наверное общество ещё не готово к тому что ценные археологические предметы можно будет продавать коллекционерам.
Спасибо. Очень интересная статья, приятный слог.
Благодарю за оценку, буду писать ещё, обязательно
Статья понравилась. Но у нас к сожалению по закону вещь более 100 лет считается археологией. Какую историческую ценность может представлять 5 екатерины КМ????
Простите, но вы очень поверхностно знаете закон о археологических предметах. Археологический предмет это предмет найденный в границах археологического объекта. Всё остальное это либо находки, либо подъемный материал
Здравствуйте. Спасибо за статью.