Мало кто из жителей России знает, что на самом деле современный город Рязань – это не Рязань, а Переславль. Да что там говорить, значительная часть жителей самой Рязани об этом не знают. А ведь это факт, современная столица Рязанской области была переименована из Переславля в Рязань по указу Екатерины II Великой. Но, в этой заметке речь пойдёт не о нынешней Рязани, а столице древнего Рязанского княжества времён былиной Руси, богатырей, междоусобных войн и князей.
Археологический заповедник Старая Рязань находится на берегу Оки, примерно в 60-и километрах от современной Рязани. 72 гектара ровного поля с пересечениями оврагов и окружённого высокими крепостными валами. Это единственное в России место — территория столицы средневекового княжества не застроенная современными домами и сооружениями. За исключением 4-х частных домов с огородами и двух кладбищ. Это уникальный археологический объект, раскопки на территории Старой Рязани ведутся 160 лет и на данный момент отработано всего 10% территории. За всё это время, в процессе археологической деятельности и иных событий, имевших место на территории городища, образовалось такое количество информации, источников, версий, теорий заговора и научного материала, что порой сложно разобраться, где тут, правда, где вымысел, а где и вовсе результат больной на голову фантазии.
Например, даже официальная информация в отчётах археологов, по прошествии времени подвергается основательной критике, либо скептическому сомнению со стороны последователей и преемников. Показательной, в этом плане будет история с теорией, выдвинутой доктором исторических наук Даркевичем В.П. возглавлявшим археологические раскопками на городище Старая Рязань с 1971 по 1979 годы. Согласно его работам, на территории старой Рязани не было разделения на бедных и богатых, все жили одинаково в жилищах наподобие гуцульских хуторов. Найденные находки бытовой утвари доказывали, что жители древнего города имели одинаковое материальное состояние. Такое себе интересное научное заверение, что в эпоху древней Руси жители Рязани сосуществовали по законам и принципам идеального социализма. И только после распада СССР стало известно и понятно, почему этой теории придерживались все археологи на раскопках Старой Рязани.
Дело в том, что в послевоенную эпоху в советской научной археологической среде доминировала идея марксисткой археологии. Да-да была и такая теория, и как мы можем понимать хорошо принятая и поддерживаемая руководителями разных уровней и структур. В основе марксисткой археологии лежал постулат о том, что классовая борьба низших сословий против знати, возникла не в 19-ом веке, как элемент буржуазной революции, а существовала на протяжении всей человеческой истории, от момента зарождения первых групп и сообществ из числа кроманьонцев. Говоря современным языком, данная идея очень хорошо зашла в умы партийного руководства страны, поэтому от всех археологов, в качестве основного результата проводимых раскопок, требовали доказательства классовой борьбы. Даже если раскапывали стоянку первобытного человека, в итоге должны были искать, находить и описывать следы революционных движений народных масс. Лично я не вижу ничего плохого в самой идее марксисткой археологии. Логика простая, деньги – это ресурсы, хочешь получать ресурсы от системы, удовлетворяй запросы самой системы. Поэтому когда археологическая экспедиция раскапывала очередной царский курган где-то в степях Украины, то первым делом смотрели на останки, отчего обитатель кургана умер. Если смерть насильственная – погиб от ран, то быстро объявляли это результатом восстания угнетённых соплеменников пребывавших на нижних ступенях социальной лестницы.
Так вот, руководители раскопок на территории Старой Рязани быстро нашли свой способ, как обойти постоянный запрос от вышестоящих начальников насчёт следов противостояния древнерусских пролетариев с богатеями, эксплуататорами и нэпманами домонгольской Руси. Была создана теория о том, что жители Старой Рязани не имели разделения на бедных и богатых. Мало того, рязанские князья не жили в городе, а сам город управлялся неким народным и демократичным методом вроде колхозных собраний. С одной стороны это помогло в получении дальнейших средств на раскопки, с другой позволило археологам не писать ежегодные отчёты о вымышленных протобольшевиках на территории Рязанско -Муромского княжества.
У археологов есть любимая поговорка. Археология – это наука, которая не позволяет врать историкам. Красиво, смело и неправда. Ярким тому примером служит история о том, что товарищ Сталин не был сторонником норманнской теории, о чем неоднократно высказывал своё мнение в различных диспутах научного порядка. Археологи СССР это знали, поэтому, если в процессе раскопок где-то в Новгородской области или в районе Ладоги, находили захоронения викингов, могилку тихо закапывали со всеми вещами и ни кому об этом не говорили. Вообще археологи люди, осторожные в плане высказываний и выдвижения собственных теорий. В своих выступлениях они очень часто используют слова «вероятно», «предположительно», «судя по всему» и прочие прилагательные неопределённой формы.
Поговорим о кладах, найденных на территории городища. И тут стоит отметить, что данные о количестве и составе найденных кладов, как всегда разняться. Официальная версия самих археологов и музейных сотрудников – это 17 вещевых кладов, в составе некоторых из них были обнаружены гривны новгородского типа. В книге Виталия Горчакова «Рязанские клады» изданной в 1995 году идёт описание 23-х кладов, после издания книги было найдено ещё два клада, итого 25. Книгу эту критикуют – дело это обыденное в такой неточной науке как история, но как всегда конкретики в критике нет. И, конечно же, есть многочисленные сайты, блоги в жежешочке и ютубканалы в сюжетах которых рассказывается и о ста, и о двухстах и даже о пятистах найденных на городище чёрными копателями и нелегальными археологами кладах.
Но начнём по порядку, история археологических открытий на территории Старой Рязани началась с одного случая, о котором могли бы и не узнать. Дело было 1822 году. Крепостной крестьянин помещика Шестакова Устин Ефимов, был направлен оправлять земскую повинность в качестве ремонта дороги проходившей через городище. Крестьянин должен был очистить и углубить придорожную сточную канаву. Для выполнения работы Устин привлёк своего сына Моисея. И вот в процессе работы на глубине не более трёх аршин из земли высыпались золотые бляхи. Одна из них даже намоталась на плуг сохи. «Сын его Моисей подстрекаемый счастьем отца, пустился вслед за ним искать на том же месте остатков сего клада. Труды его не были тщетны, он открыл ещё несколько подобных убранств»
А дальше, история о счастливых обладателях нежданного сокровища имеет два канонических сюжета. Третий участник истории крепостной крестьянин Яков Петров, по одной версии был направлен на работу вместе Ефимовым, по другой версии увидел отца и сына Ефимовых случайно, шёл по дороге по каким то своим делам. Заметив издалека их подозрительное поведение Петров, спрятался в кустах и стал наблюдать за Ефимовыми. Те в свою очередь откопали все, что могли откопать руками, другого инструмента у них не было. Вечерело, смеркалось, решили вернуться на место утром с лопатою и докопать. Найденные ими, золотые ювелирные изделия они спрятали в сарае своего дома. Петров под покровом ночи, при помощи лопаты раскопал участок и нашёл несколько драгоценных предметов. Ефимовы, придя утром, поняли что их кто-то опередил, немного ещё покопали по месту и на этом закончили поиски посчитав, что найденного им и так будет достаточно. О своей находке они ни кому не сообщили, и вероятно смогли бы придумать, как продать найденное богатство тайно, если бы на Яков Петров. Тот через две недели попытался продать один золотой медальон хозяину кабака в городе. Трактирщик резонно предположил, что вещь краденая и сдал незадачливого обладателя золота властям. В те годы крестьянин мог за всю свою жизнь ни разу не увидеть серебра, а уж золото и подавно.
Крестьянин Петров при виде грозного начальства раскололся сразу, рассказал всю историю и про место, и про то, что у него ещё есть, и про тех, кто до него, что-то там нашёл. Ефимовых так же опросили, и те сдали найденные сокровища. Стоит отметить, что сдачу предметов оформили как добровольную, что в будущем крестьянам помогло. Золотые украшения были переданы по весу на ответственное хранение генерал-губернатору и через два года за ценностями, по поручению императора приехал Оленин Алексей Николаевич. Все предметы из клада были описаны, зарисованы и увезены в столицу, где была проведена оценочная экспертиза, по результатам которой Крестьянин Ефимов получил денежное вознаграждение в 9 000 рублей серебром, крестьянин Петров 1 000 рублей. На современные деньги 1 000 рублей того периода – это примерно 6 миллионов сегодня. Получили ли крестьяне сами эти деньги, или за них премия досталась помещику – это неизвестно. Правда ходит легенда, что крепостные Петров и Ефимов получили от помещика вольную.
После публикации в столичных газетах о находке столь дорогого клада в Старую Рязань потянулись авантюристы разного толка. Да и сам помещик Шестаков неоднократно пытался организовать крестьян к поиску новых кладов. Говорят. Что одно время за каждым пахарем с сохой приставляли по досмотрщику, что бы всматривался в распахиваемую землю. До 1945 года, когда на территории городища начались первые системные археологические раскопки, на территории Старой Рязани было найдено ещё 13 кладов. Данная информация согласно книге Рязанские клады. Уточнение это нужно для понимания того, что большая часть из кладов этого периода не сохранилась, и информация о них только документальная. Мало того, часть описанных кладов выходит за рамки установившейся ныне догмы о том, что Старая Рязань сгорела в 13-ом веке, поскольку — это деньги средневекового периода, например «1908 г. Крестьянином села Шатрищи на городище найдено более 1000 великокняжеских денег. Клад сдан в музей. Информация РУАК.»
Информация по данному кладу не признается археологами и учёными, поскольку ставит под сомнение общий постулат о том, что город сожгли монголы. И тут мы плавно перейдём к главной загадке Старой Рязани. Кто и когда захватил и сжёг город?
Примерно две трети всех кладов найденных на городище это верховые клады. До 70-х годов 20-го века поле на территории городища находилось в сельскохозяйственном обороте и ежегодно распахивалось. В 19-ом веке несколько кладов было найдено именно после пахоты. Да и в 20-ом веке как минимум один такой клад серебряных украшений был найден археологами после прохода трактором с плугом. Интересно что «факел» распаханных украшений составил не менее 50-и метров в длину. Клад ювелира 2012 года так же частично был распахан. Плуг зацепил и растащил верхние два украшения из клада в 150 предметов. Несколько кладов были найдены в ходе раскопок подвалов сгоревших домов на глубине больше метра. Подвал так называемого Дома воеводы, подарил археологам в 70-х годах сразу три вещевых клада серебряных украшений.
Само расположение предметов в кладах говорит о том, что прятали их в очень спешном порядке, завернув в какую-то ткань или кожаный мешок. Прятать сокровища могли как собственники, так и завоеватели. В большинстве армий того периода существовало правило единого котла. После захвата города всё ценное сдавалось в общую кучу, а затем делилось поровну между всеми войнами, либо шло в казну войска. Поэтому, вполне естественно предположить, что при грабеже захваченного города отдельные захватчики старались припрятать особо ценные вещи с намерением в последующем вернутся и забрать всё себе. Вернуться, в результате не получалось. Война дело такое, сегодня ты его завтра он тебя, так и дополняли клады захватчиков клады покорённых ими народов.
До середины 20-го века ни у кого не вызывал особого сомнения тот факт, что Старая Рязань горела шесть раз. Пять из них по причине военных действий, один раз от природного пожара. Так же ни кто не ставил под сомнение, что Рязань как город существовала ещё несколько столетий после нашествия Батыя. Например, на карте Якова Брюса изданной в конце XVII века Старая Рязань отмечена наряду со столицей воеводства Переславлем-Рязанским. Однако, в результате полномасштабных археологических раскопок под руководством Монгайта А.Л.начиная с 1945 года. Когда впервые в СССР был применён метод работы по площадям, было установлено, что поселение на месте городища Старая Рязань горело всего один раз. И после пожара люди больше на этом месте не жили. Данный факт поставил историков и археологов перед дилеммой. С одной стороны, многочисленные летописные свидетельства о том, что Рязань существовала и после нашествия Батыя, путевые заметки иностранных послов, а так же карты того периода. С другой стороны чёткий фактаж раскопок. Рязань горела один раз и поле этого люди тут не жили. В качестве примера приводили культурный слой Владимира, Суздаля и Москвы, где земля как слоёный пирог, зола – культурный слой, снова зола, снова слой, снова зола и так до пятнадцати слоёв могло быть.
На сегодняшний день в научной исторической среде существует незыблемый постулат о том, что городище на территории Старой Рязани сожгли монголы под предводительством Батыя в 1237 году. И после этого город остался в руинах, не восстанавливался и люди там не жили. Все летописные описания города после монгольского нашествия либо игнорируются, либо сводятся на ошибки летописцев в том, что под Рязанью подразумевалась столица княжества и воеводства — город Переславль. И это всего лишь одна из множеств загадок прекрасного и удивительно памятника истории древней Рязанской земли.
Дорогие читатели. Если материал вам понравился, и вы желаете увидеть продолжение этой темы,пишите в комментариях свои соображения, предположения, догадки и теории. Отдельно отмечу сразу, что всех, кто будет выдвигать теорию (теории) о том, что ни какого нашествия не было, а Батый это русский князь, который устроил гражданскую войну. Так вот, в этом случае буду отправлять к доктору Рашид ад-Дин Фазлуллах ибн Абу-ль-Хайр Али Хамадан.
Интересная история про Старую Рязань!
Помимо карт, есть же и описания в летописях, например два брата поделили рязанское воеводство одному по документам достался Переславль, другому старая Рязань и было это через 100 лет после Батыя. Описания Олеария проплывшего мимо города Старая Рязань. И так далее. Но самой большой загадкой является наконечник арбалетной стрелы найденного при раскпе одного подвала. Как думаешь, что в этой находке такого странного?
Интересная мысль о том, что город горел один раз, а как же тогда поход Всеволода Большое Гнездо. Он жег еще до Батыя. Или какой уровень пожара имелся ввиду?