Очень часто в лексиконе топовых блогеров, да и не очень топовых, и порой даже не блогеров совсем. При разговоре со встречными на поле камрадами можно услышать фразу типа «Сначала, на том месте, пошла хорошая сопутка» или так «Сопука там была, но находок хороших так и не поднял» Так, что же это такое — сопутка? И, почему важно понимание тех предметов, которые малоопытный копарь может принять за мусор?
Современный коп – это десятки километров пройденных за выходные в поисках ещё не битых или пропущенных менее опытными камрадами мест. В моей практике была очень интересная лесная полянка со следами копа предшественников. Две прошлогодние ямки оплывшие от талого снега. Так вот, мы с камрадом на той полянке очень хорошо и зачётно покопали лесную поселушку. Тогда как копари, что были на этом месте до нас, копнули, скорее всего, два цветных обломка и прошли дальше. Лесной коп это отдельная наука и к этом разделу мы ещё вернёмся.
Кресты и прочая религия.
Начнём от простого к сложному. Первым признаком хорошего места для копа являются нательные крестики или их печальные обломки. Причем, часто бывают такие обломки крестов при виде которых понимаешь, что лучше бы не находил. Так вот, в первый год моего увлечения приборным поиском, я был уверен, что главным признаком хорошего места для копа, являются монеты, только монеты и исключительно монеты. Поэтому, когда я случайно нашел на когда-то распахиваемом поле небитую никем поселушку, я испугался. На десять цветных сигналов в девяти случаях копались кресты и обломки крестов.
Мне часто приходится слышать истории от копарей, что они на том, или ином месте находили множество крестиков. И, зачастую камрады сопоставляли этот факт с тем, что там могли проходить кулачные бои. Не совсем верное суждение. Нужно понимать, что наши предки имели не один, и даже не два нательных крестика в своём «гардеробе». До 19-го века, когда пошла общая церковная унификация нательных крестиков, у обычного крепостного крестьянина могло быть до десятка нательных крестиков. Так сказать, на все случаи жизни. Всё зависело от того, какая молитва была на тыльной стороне. Например, «да воскреснет бог» это молитва оберег от нежити. Были и дорогие кресты носимые по большим церковным праздникам. И, так далее, далее, далее.
Теряли кресты очень часто и в очень большом количестве. Капроновых шнурков тогда не было, использовали либо шерстяную нить, либо кожаный шнурок. Остатки шнурков очень часто можно увидеть в ушке крестика. Медь обладает весьма хорошими консервирующими свойствами. Конечно же, кресты могли терять и в поле при работах, но при этом не стоит исключать, что там где сегодня широкое поле в прошлом могла стоять однодворка или же полноценное поселение до 10-и дворов.
Колечки, пряслица, бытовые вещи.
Тут так же всё просто. Если, когда-то, на том или ином поле, было поселении, то бытовые вещи так же терялись в ходе их использования. Было, один раз шел себе по пустому полю, копал проволоку и пробки и тут сигнал, кусочек свинца незамысловатой формы круга с дырочкой. Ага, а это пряслице, нужно этот бугорок прошерстить внимательнее. А там пошли сигналы, обломок женского перстенька, кусочек медного гребня и потом уже пошла чешуя в распашке. Кстати, очень интересная была поселушка, было много чешуи и прочей сопутки, но практически не было крестов. Точнее сказать было всего два, но каких.
Вывод.
Вообще, на основе личного опыта, могу сказать, что бывает и так, когда на одном поле копаются исключительно монеты с небольшим числом крестов и прочей сопутки, тогда как на соседнем поле 90% всех находок это именно сопутка. Есть такое, что на одном поле за день мог накопать до десятка пуговиц, как мундирных, так и кафтанных, тогда как на другом поле за весь сезон копа не больше десятка пуговиц. С чем это связанно, понятия не имею, знаю только одно. Если при разведке нового поля, в течении короткого времени выкопал две-три цветные цели происхождения раньше 20-го века, тогда это место заслуживает внимания для более тщательного осмотра. Возможно что здесь всего лишь край распашки очень интересного и хабарного местечка.