Дабы быть объективным, скажу сразу, да, я любитель приборного поиска, или черный копатель, как называют нас археологи, или кладоискатель, как думают о нас обыватели. Однако, в изложении материала данной статьи, хочу высказать не просто свою субъективную позицию о положении дел, для меня прежде всего будет важным, быть объективным и следовать законам разумной логики. И так.
После того, как я искренне увлекся приборным поиском, одним из первых моих действий был поиск и скачивание сборника Археологическая карта России. (АКР) Для чего? Для того, что бы не нарушать закон. Есть сами археологические объекты, есть зона охраны. И, несмотря на то, что в самой АКР местоположения объектов указаны, как лаптём по пачке «Беломора». Всё равно, приблизительно можно понять, в каком направлении и где ориентировочно лучше не ходить с лопатой и металлоискателем. И да, я прекрасно знаю, что АКР не имеет вообще никакой юридической силы. Но, всё равно, зачем лишние проблемы. Так вот, сегодня проезжая мимо одного интересного археологического объекта нашей местности, я обнаружил, что его недавно кто-то раскапывал.
Остановился, посмотрел, осмотрел и изучил деятельность нелегальных археологов. Вот тут термин «нелегальный археолог» абсолютно точный потому что, данный объект, несмотря на то, что не является археологическим по закону, в любой момент может быть признан таковым, а значит любая деятельности на его территории это археологическая деятельность. В общем, для большинства археологов картина абсолютно стандартная и можно даже сказать обыденная. Вот, есть у нас такое место на берегу местной речушки, называется в народе Черный курган или Черная яма. Что там было когда-то, точно не знает никто. Да и я могу только предполагать на основе короткой записи из того же АКР. А написано там, что могильник «Черный курган 1» неолит, бронзовый век, РЖВ, в 1974 году проводились раскопки. Кто проводил эти раскопки? От какой организации? Что нашли? Куда увезли? Неизвестно и информации нет.
В своих краеведческих изысканиях, вопросом Черной ямы занимался по случаю. Если при изучении смежных тем мне удавалось что-то разузнать, то это что-то запоминалось, как побочная информация. А информация там была порой очень забавной. Сами понимаете, если рядом с любым насёленным пунктом два месяца будут копать археологи, то рассказы об этом будут ходит в народном фольклоре долгие годы. При этом обрастать самыми невероятными фактами при переходе от одного рассказчика к другому. И так. По рассказам и слухам, на черной яме когда-то собирались местные ведьмы от того там земля черная. А еще, там, говорят, по ночам ходит лошадь с человеческими ногами. Ещё одна версия гласит, что где-то там зарыто сокровище самого графа Юсупова, и найти его не могут, потому что Юсупов перед тем, как закопать клад сговорился с теми самыми ведьмами, что бы наложить печать на сокровища. И теперь, найти эти сокровища без вреда для своей жизни могут только прямые потомки того самого графа.
Но, это, как вы понимаете, всё фольклор, а из всего объема версий я наиболее объективным принял рассказ одного пенсионера. О том, что он тогда работал водителем в совхозе, и по разнарядке два раза в неделю возил археологам бочку с питьевой водой. На мой вопрос «А чего там археологи нашли тогда?» Пенсионер-водитель ответил «Так это, богатыря они там нашли, ну скелет в кольчуге и с оружием, ещё скелет коня. Вот, а ещё золота много, сбруя коня была золотой да и кольчуга вроде как.» Естественно, эта информация меня заинтересовала, с небольшой поправкой на золотые килограммы золота. Что делать, любит у нас народ на тему золота фантазировать. Хотя, вполне возможно, что версия про килограммы золота была шуткой самих археологов. Бывало тогда и сейчас любят археологи в шутку сказать про несметные богатства.
Поэтому стал разыскивать информацию, по теме раскопок. Обратился в библиотеку, если кто не знает, то у нас в стране последние двадцать лет именно библиотеки должны отвечать за краеведение на вверенной им территории. Но, главное слово тут «должны», на практике абсолютно инертные коллективы, где один интерес – стабильная зарплата и дослужить до пенсии. Естественно в библиотеке на меня в очередной раз посмотрели с непониманием и враждой, опять я им статистику порчу. Затем, по случаю, задал вопрос насчет раскопок на Черном кургане в краеведческом музее. Там немало удивились, в первый раз такое слышат. Но помочь, помогли. Хорошим советом. Можно отправить запрос в институт, от которого и велись когда-то раскопки. Но, нужно знать в каком году велись эти раскопки, фамилию руководителя и название организации (ГИМ, Эрмитаж, ИА РАН, или ещё кто) И, на этом этапе мои изыскания затормозились. Ещё раз повторюсь, для меня эта задача не первична и даже не вторична, поэтому особого упорства в получении информации я не проявлял.
И вот, в этом году, ещё с марта мне позвонили уже два раза, знакомые и друзья, рассказав, что у Черной ямы, кто-то накопал ещё ям. Вот, я и решил сам заехать посмотреть, что да как. Картина действительно оказалась весьма стандартной. Не для наших мест, у нас такое впервые, а обыденной для аналогичных примеров. Вот остатки кургана, разрытый ещё советскими археологами. На месте воронка, которую те самые археологи 1974 году не удосужились закопать. Потому в народе это место и прозвали Черной ямой. А рядом открытая яма нового шурфа. Так же оказалось, что и в самом кургане есть следы нелегальных раскопок. Одну из стен воронки так сказать углубили в сторону.
Что тут можно понять? То, что люди работали однозначно с глубинным металлоискателем. Копали четко в обозначенных местах. И тут, мне стало самому интересно, а что такие вот копатели проделав такую энергичную работу могли найти в данном кургане? Я сфотографировал остатки найденных керамических черепков. Брать с собой я их не стал, это уже нарушение закона. Оставил на месте, а фотографии отправил одному своему хорошему знакомому. Тот сразу же определил, что это тычковая керамика. I-е тыс. до нашей эры. Ранний бронзовый век. И, как мне пояснили, максимум, что могли найти в этом месте нелегальные археологи – это бронзовое копьё или небольшой медный котелок. Но, это уже второстепенная информация для сюжета текущей заметки.
И, в тот момент, я задумался. Вот, с точки зрения морали, логики или просто человеческого понимания, можно ли обвинять тех людей, что копали это курган? Да-да я вполне серьёзно задался этим вопросом. И вот почему.
Вопрос первый. Для меня, как краеведа живущего и изучающего свой район, вот эти нелегальные археологи ничем не отличаются от тех, кто приезжал и копал этот курган почти 50-т лет назад. Вот, вообще никак, и ничем не отличаются. Что те, приехали покопали в своё удовольствие, что-то нашли и увезли в неизвестном направлении, что эти приехали откопали и увезли. Только те официальные археологи делали свою работу на деньги государства, а эти на свои финансы. Я понимаю, что сейчас могу серьёзно обидеть или задеть некие личные мотивы большого числа хороших и достойных людей посвятивших всю свою жизнь археологии России. Но, я смотрю на проблему, как человек с земли из своего районного закутка. Вот, может мне сказать кто, какая польза от всех археологов для людей живущих в непосредственной близости от проводимых раскопок? По моему убеждению НИКАКОЙ!!! С большой натяжкой можно признать работу археологов на двух-трёх объектах типа Фанагория. Три объекта на всю страну и всё. Три тысячи открытых листов на проведение археологических раскопок было выдано Минкультом в прошлом году. Где все эти люди??? Что они делали???
Второй вопрос. Ведь с точки зрения морали получается, что археологи объект раскопали и закрыли его для дальнейшего изучения. То есть надеяться, что на этот Чёрный курган, когда либо приехали бы снова археологи бесполезно. Получается что нелегалы, раскопали то, что никто бы никогда не стал искать. Наверное как-то так.
Третий вопрос. Я знаю, что до сих пор официальным археологам запрещено использовать глубинные металлоискатели. А обычные МД можно использовать только в границах раскопа. Почему? Потому что это ненаучно и противоречит устоявшейся археологической теории, что археологические предметы не могут извлекаться из земли без изучения целостного культурного слоя. Поэтому раскопки проводятся только по площадям, что приводит к значительным затратам по времени и людских ресурсов. Почему это никто не меняет? Ведь в большинстве стран Европы (Гремания, Австрия и тд.) поиск артефактов с МД запрещен полностью. Но, только если вы не официальный археолог с высшим образованием. Официальный археолог, может без лишней бумажной и административной волокиты приехать на местность, известив местную власть и спокойно ходить с металлоискателем в поисках археологических находок.
Четвертый вопрос. Я понимаю, что будут люди, которые скажут. Постой, но ведь официальные археологи пишут научные работы и по этим работам можно изучать историю того или иного мета. Да, это так, но иногда и не так. На одном деловом форуме я познакомился с бизнесменом из соседнего района. У человека своя база отдыха, и естественно для привлечения туристов он решил сделать некий этнический продукт. Мы с ним разговорились, и он поведал одну показательную историю. Оказалось, что в конце 90-х рядом с его базой официальные археологи копали довольно большой могильный комплекс. Нашли немало интересных находок по фино-угорсокой культуре. Этот бизнесмен, нашел руководителя раскопок и написал том у с просьбой рассказать подробнее, что там, на тех самых раскопках было найдено. На что получил ответ. Вся информация по результатам раскопок является интеллектуальной собственностью, и делиться этой информацией археолог не собирается, до тех пор пока не опубликует научную работу по теме. На вопрос, когда же будет опубликована эта самая работа, ответа не последовало. А прошло с раскопок двадцать лет.
Опять же хочу уйти от обобщения. Я прекрасно понимаю и знаю, что не все археологии такие как описанный персонаж. И зачастую в открытых источниках можно найти просто уникальный материал по археологическим раскопкам в нашей области. Но, всё же. Этот пример с интеллектуальной собственностью – это, так сказать, средняя температура по палате.
Вопросов много, но главная тема этой заметки в том, что абсолютно непонятно, для чего нужны археологи нашему обществу? То, что главная задача для них это заработок денег на «коммерческих» раскопках я знаю, это отдельная тема для неприятной дискуссии. А потому, хочу спросить у официальных археологов, а чем вы отличаетесь от тех, кого вы, так упорно критикуете? Может ли кто-то из официальных археологов с гордостью сказать. «Я раскопал объект, и теперь, благодаря моей работе, люди в близлежащем селе стали зарабатывать больше, а молодежь не хочет уезжать в город»
Вот такой получился эмоциональный пост, но уж как-то так накипело, надеюсь на конструктивную дискуссию.
P.S. фотографии сделаны с разницей в две недели, поскольку яму в самом кургане я обнаружил по информации от друзей.
В нашей Кировской области так же наблюдал не закопанные шурфы археологов, проводивших раскопки еще в советские времена. Их видно с трассы и даже на спутниковых снимках. Законодательство в этой области абсолютно неправильное. Я считаю, людей нельзя отчуждать от поисков старины, так же, как нельзя отчуждать и от биологических ресурсов (охота и рыбалка). В настоящее время археологи проводят встречи, где рассказывают об итогах полевых сезонов. Не так давно посетил такое мероприятие. Черепки, остатки обуви, несколько монет и никакого золота. На мой вопрос, как они консервируют фундаменты обнаруженных древних строений ответили, что просто закапывают. Точно так же закопали и деревянную мостовую, находившуюся в Хлыновском кремле.Похоже, не закончится вечная вражда официальных археологов и нас, так называемых «черных». Хотя тут можно еще поспорить, от кого вреда больше:).
Проблема на само деле очень большая и в первую очередь из-за того что у нас само государство не может сформулировать, а зачем нужна археология и археологи
Мы копатели приносим меньше вреда почве, чем заводы химической промышленности. и закопав за собой ямку тут страшного нет ничего. Да и находки пусть лучше в руках будут чем в земле. А законы нужно пересмотреть и не так сурово наказывать за коп!