Недавно в местечке Луостари, Мурманской области, на самом крайнем севере некогда проходившего фронта Второй мировой войны, поисковиками фонда «Крылатая память Победы» был поднят штурмовик ИЛ-2 ранней модификации, довольно редкой, на сегодняшний день.
Редкость заключается в том, что первая версия знаменитого штурмовика ИЛ-2, который считается одним из лучших штурмовиков Второй мировой войны, была расчитана только на одного члена экипажа — пилота, но в ходе боевой эксплуатации штурмовика, по многочисленным просьбам с фронта, штурмовик был модифицирован и стал двухместным, в команду самолёта был добавлен бортовой стрелок, который размещался на корме.
На данный момент большинство экземпляров знаменитого штурмовика ИЛ-2 составляют именно двухместные версии.
Какая же история была именно у этого экземпляра? Самая, что ни есть, боевая! Приведу выдержу из Facebook страницы фонда:
Данный штурмовик пилотировал командир 3-й эскадрильи 46 штурмового авиационного полка Северного флота капитан А. И. Каличев. 22 августа 1943 года при штурмовке вражеского аэродрома Луостари в Мурманской области самолет был подбит. Несмотря на повреждения, летчик продолжил штурмовку, а затем смог вернуться на свою территорию и посадить самолет на поверхность озера. Штурмовик затонул на глубине 18 метров.
Как видно, к счастью, пилот самолёта выжил и в плен не попал, а своим героизмом смог обеспечить нас, будущих потомков, отличным состоянием боевого самолёта.
Сообщается, что штурмовик будет отправлен в Новосибирск и восстановлен до лётного состояния, это значит, что поднятому штурмовику дадут вторую жизнь и он будет летать! Немаловажная новость, друзья!
Состояние у штурмовика неплохое, несмотря на возраст, проведённый под водой.
Обычно в воде самолёты сохраняются намного лучше, ведь большинство самолётов, которые были сбиты и упали на землю, уничтожаются на маленькие куски, в которых сложно что-то найти и восстановить.
Большинство мест падения самолётов, которые я исследовал, представляли из себя нагромождение металла на площади в 30-50 м2, это всё последствия удара самолёта об землю.
На фото видно, что главное — рама самолёта, двигатель, кабина, в отличном состоянии. А это позволит восстановить самолёт именно до полного аутентичного состояния.
Цела даже резина на шасси. Попробуй сейчас найди покрышку на ранний штурмовик ИЛ-2.
И напоследок — рисунки с камуфляжем именно ранних версий штурмовика ИЛ-2, которые выпускались в самом начале Великой Отечественной войны.
Молодцы ребята! Подняли отличный экземпляр, да и работу всю проделали не зря!