В моём личном рейтинге места, где в старину стояли деревни, занимает первое место по числу найденных находок, на втором месте места массовых гуляний, но об этом в другой раз, а сегодня давайте обсудим забытые места. Это даже не урочища, что можно найти, сравнивая карту Менде и современный Гугл мапс, это такие места которые можно найти только на основе собственной интуиции и намотав ногами по бескрайним полям десятки километров. Но в результате. Если вам удастся найти такое место, то вы и только вы будете его копать с хорошим результатом несколько сезонов подряд.
Лично у меня таких полноценных мест, на данный момент насчитывается пять штук. Все они разные и были найдены по-разному. О том, как это случилось, так же напишу отдельно, но что тут нужно понять? Это то, что у всех этих забытых мест есть своя логика, законы и правила расположения. И ещё, сразу же скажу, забудьте вы это заезженное правило, что старинные поселения нужно искать только по берегам рек, речушек, ручьёв и озёр. Все пять найденных мною поселений находятся на очень большом удалении от рек и озёр. Так вот для того, что бы понять логику и правила, где искать такие места нужно для начала себе представить и понять, почему и по какой причине такие поселения могли переносить на новое место? Как говорила постоянно и настойчиво моя учительница истории в школе «Для того, что бы знать историю, её нужно представлять»
С чего начинать?
С практических занятий. Что бы не наматывать километры по полям вокруг той или иной деревни в пустую, нужно понять, а вообще переносили ли эту деревню с того места, где она сейчас стоит? Как это сделать? Для начала найти в интернете информацию о первом упоминании донного НП в письменных источниках. Сейчас это делается очень просто, если человек умеет правильно пользоваться Яндексом не только для поиска порно, то, немного поднаторев, любой копарь сможет составить себе базу интересных сайтов по истории той или иной области. И так, что дальше? Нашли вы информацию, что такое-то село или деревня существовали ещё во времена Ивана Грозного или раньше. Затем нужно в этом НП провести коп по огородам. Это хорошо, если огород ваш или вашей бабушки, в остальных случаях нужно договариваться с людьми. Тут много не надо, два-три огорода – более чем достаточно. Что ищем на огороде? Естественно чешую, поэтому если ваш МД имеет несколько режимов поиска и один из них специально для поиска всякого рода мелочовки, то обязательно включайте этот режим. Параллельно нужно понимать различия по крестам и прочей сопутке. Пуговки гирьки это не показатель, поскольку кафтаны с такими пуговками носили вплоть до середины 19-го века. Понятно да? Ищем чешую и кресты.
Если такие находки есть, то значит, деревня стояла на этом месте со стародавних времён. И после регулярных пожаров жители отстраивали её заново на прежнем месте. А вот в противном случае, если вам на огородах попадались только поздняя империя, советы, крестики лепестки и перстеньки с псевдо геральдикой, тогда это очень хороший знак и мотиватор для дальнейших действий. К такому методу я пришёл только на четвёртый год своего увлечения приборным поиском. Уверен, если бы я о таком способе знал года три назад, то в моём перечне забытых мест было бы раза в два больше точек. Оценка субъективная, хотя бы потому, что три года назад, мне такой материал было бы лень читать)))
Почему деревни и сёла переносили после пожара???
Начнём с самой распространённой версии. Якобы существовало такое поверье или суеверие. Что-то вроде проклятого места, мол, если деревня сгорела, то строить там дома заново нельзя, так как место плохое, а если ещё и умер кто-то от пожара, так и вовсе проклято место однозначно. На самом деле эта версия является ничем не обоснованным мифом. Такое поветрие или суеверие не было никем ни разу не зафиксировано. А мы должна понимать, что в 19-м веке этнографы, историки и лингвисты на территории средней России, отработали, зафиксировали и записали все возможные предания, легенды и суеверия.
Ещё одним доводом против версии о суеверии может служить понимание того что, в том же 19-м веке одна и та же деревня или село за одно столетие могли гореть по три-четыре раза. Но переносить их могли только один раз или вообще ни разу. Выходит, что суеверия и поверья тут ни при чем. В чем же тогда смысл? Я думаю, всё дело было во времени, когда случался пожар. Если это было весной или летом, то проблем с тем что бы построиться на прежнем месте у жителей не возникало. А вот если деревня полностью сгорала в конце лета или осенью, то строиться заново нужно было очень быстро, до наступления холодов. Поэтому времени на расчистку погорелых участков не оставалось, так же как и строить полноценные дома. От того, стоили полуземлянки и делали это на новом чистом месте.
Где искать такие места?Тут на самом деле всё просто. Такие забытые места находятся в непосредственной близости от ныне существующих НП. Это поля, луга и леса. Зачастую прямо на окраине деревни или близлежащем поле. В моей практике есть один интересный пример. Нашёл я вот тако е хорошее поле рядом с существующим ныне селом. Почти сразу понял, что население тут жило по принципу хуторов однодворок, то есть привычной нам сельской застройки не было. Поэтому всё поле было прекрасным и очень результативным. Так вот что там было такого удивительного? Полное отсутствие находок целого временного периода. То есть было много чешуи от Ивана до Петра, петровские монеты, много Анны, и практически полностью отсутствовали монеты Екатерины II. Очень мало Елизаветы, а потом много Николая и так далее до ранних советов. Какое можно следить из этого предположение? Вероятно в течение целого столетия, местные жители, проживали где-то в другом месте. Где именно ещё предстоит найти.
Смена дороги. Вот это наиболее интересная причина переноса деревни или села. Почему интересная? Потому что поля возле жилых сёл и деревень уже порядком истоптаны и выбиты, тогда как места на расстоянии в два-три километра от НП могут оказаться нетронутыми конкурентами. Как там дело было? была, скажем ещё в 18-м веке дорога от одного города к другому. Естественно деревни старались строить по краям этой дороги, тут тебе и транспортная доступность и добавочный заработок на проезжающих мимо торговцев и путниках. Затем в ходе работ по осушению болот возникала возможность проложить дорогу более кратчайшим маршрутом. И тогда оставшиеся в стороне от новой дороги деревни стали терять доходы. И в полене себе естественно, что в случае пожара, строиться на старом месте не было никакого смысла. Новую деревню переносили на новую дорогу, и расстояние переноса могло быть до десяти километров от прежнего места.
Где искать такие места? Вот тут задача посложнее. С одной стороны можно увидеть, как шли дороги на ПГМ, сравнить с Менде и ехать на место топтать ножками километры полевых просторов. Есть ещё один интересный способ, узнать у местных интересные названия топонимов в округе. Так я нашёл одну распаханную деревеньку 18-го века. Узнал что «за во-о-о-он тем лесочком» есть Васькина горка, сопоставил это место с картой ПГМ, а в той местности тогда именно шла дорога на город. Затем я туда приехал, увидел много битой керамики на пашне и понял, что не прогадал с теорией. Находок там было не много, но интересных и зачётных немало.
Барин приказал или имущественные споры. В процессе отработки краеведческих источников, материалов или баек местного населения мне попались две интересные истории. Сразу скажу, что по одной истории мне удалось найти, а по отработке второй чуть не переломал ноги в лесном буреломе.
И так, история первая. В одном из соседних сёл в 19-м веке появился новый барин. Скупил он сразу пять деревень и два села, что кучкой селились огороды к огороду и были бы давно они одним селом, если бы до этого не принадлежали трём разным дворянским родам. Купил новый барин и изъявил желание, что бы это всё нагромождение дворов, сараев и амбаров стало как в Европе по линейному типу с прямыми улицами и проулками по сторонам света. Не знаю, компенсировал ли барин такой переезд для крестьян или те на собственные средства строились по генплану, но в результате поля с двух сторон этого села копать было одно удовольствие. Почему было, да потому что эта перестройка села очень хорошо видна при сравнении ПГМ и Менде, и каждый год на тех двух полях народу на выходных, как на Красной площади.
История вторая, точнее больше легенда, но то же имеет право на жизнь. В газетной вырезке от 1970-какогото года, нашёл заметку с рассказом старожила соседней деревни Пешня (все имена и фамилии в целях конспирации изменены) Вот, в этой заметке старожил рассказывал, мол, ему его дед рассказывал, а тому его дед, что давным-давно, во времена крепостного права деревня ихнея стояла совсем на другом месте. А потом барин в карты проиграл большую сумму, и пришлось ему часть земель продать соседу, что бы долги вернуть. Да так продал, что крестьянам до оставшихся полей приходилось почти целый день тратить, что бы на телеге доехать. Так что крестьяне обратились к барину с просьбой построить новую деревню рядом с обрабатываемыми полями.
Где искать такие места? Поскольку в той же заметке была дополнительная информация о том, что вроде как старая деревня стояла на острове среди трёх болот, я и решил найти такие места в округе и по спутниковым картам определиться, где можно искать. О том, что дело это ошибочное мне пришлось понять уже через час экстремального блуждания по заваленному лесу, с переходами по болотистым кочкам и протиранием чрез заросли крапивы на лесных полянах. Так что дорогие друзья тут ничем дельным похвастать не могу.
Чума, тиф и прочие болезни. Версия, немного актуальная для современности, но по большей части очень редкая в практическом применении. Да действительно есть исторические документальные свидетельства того, что деревню, в которой случался мор населения, сжигали со всем имуществом умерших. Куда девали скот непонятно, но все строения поджигали и больше на этом месте селиться никто не хотел. В нашей местности таких сёл и деревень нет, так же как и историй на подобную тему, а от того такой вариант версий, для меня только в теории. Однако в комментариях под одной из заметок на канале Дзена, я прочитал интересный пример. Камрад писал, что однажды они вышли на урочище старой деревни, а деревни там нет. По старой карте есть, а на месте ничего. Нет никаких следов. И только когда углубились на полметра то пошли кирпичи, и железо. Оказалось, что вся площадь старой деревни была на полметра заспанна привозным глинозёмом. Естественно у камрада сразу же сработало чутьё и знание истории, что такие работы могли приводить только на заражённой местности. Потому постарались они быстро ямку закопать и поскорей убраться с того места.
На этом благодарю всех читателей за внимание, подписывайтесь на наш канал в Дзене, ставьте лайки и обязательно комментируйте. Если у вас есть свой реальный и практический опыт по нахождению интересных мест, не указанных на карте, делитесь своими историями. Оно ведь то же интересно.
Что за заряженная местность ?! В советское время зарядили или теории потопа 18-19в?
Опечатка Заражённая местность