Так как тема достаточно актуальная, решено написать отдельный пост по данному вопросу. Следует сразу отметить, что я никого не агитирую сдавать свои находки в музеи. Я лишь опишу сам процесс передачи предметов.
Ежегодно 07 октября в некоторых музеях отмечается особый праздник — День дарителя. Даритель — человек, который безвозмездно передает музею предметы, имеющие историко-культурную ценность. Даритель — неофициальный коллега музейщика, который, не будучи музейным специалистом, пополняет музейные фонды. Благодаря дарителям по крупицам собирается история края. Имена дарителей, внесших большой личный вклад в дело сохранения культурного наследия регионов даже заносятся иногда в специальные Почетные Книги музеев.
Любители приборного поиска, которые считают себя патриотами своего родного края и хотят на безвозмездной основе передать в музей несколько дорогостоящих и не очень предметов старины справедливо хотят убедиться, что переданные ими предметы потом окажутся именно в экспозициях музея, а не в карманах музейных работников или у частных коллекционеров. В общем, хотят подтверждающий документ передачи предметов в музей. Согласно общепринятым правилам передача щедрыми копарями своих находок в музей происходит по акту приёма-передачи с описью предметов (можно заранее сфотографировать и приложить фотографии передаваемых предметов), где указывается, что предметы передаются на безвозмездной основе (в дар). Акт составляется в 2-х экземплярах, подписывается лицами, принявшими и сдавшими предметы, утверждается директором и скрепляется печатью музея. Либо с привлечением прессы, чтобы зафиксировать сам факт передачи предмета в музей. Но на практике практически все музеи, находящиеся, например, на территории Рязанской области, почему-то не охотно берут исторические предметы в свои фонды, особенно когда с них требуют подтверждающий документ передачи этих предметов. Многие музеи боятся брать предметы из частных рук, в том числе от кладоискателей, по следующим причинам: — во-первых, это лишняя бумажная волокита; — во-вторых, многие даже не знаюn, как это документально оформляется. К примеру, в 2014 году в Елатьме Касимовского района в местный музей добрейший души человек от чистого сердца принес найденный им клад литейщика, состоящий из разных изделий и форм. Многие музеи о таких экспонатах только мечтают, а в Елатомском музее, вместо благодарности, мужика облаяли и послали к какой-то матери)))) В итоге после звонка из Министерства Культуры и Туризма Рязанской области и выдачи им пряника из уст руководства, доблестные работники Елатомского музея предметы у мужика взяли, а потом долго не могли понять, что с ними делать. Можно осуществить передачу находки в музей в присутствии СМИ, чтобы официально зафиксировать данный факт, как например это сделал я, когда в 2014 году решил подарить древнерусскую саблю 12-13 века в Спасский историко-археологический музей имени Г.К. Вагнера, где эту саблю у меня с радостью взяли.
А вот при схожих обстоятельствах (только без журналистов) принесли честные люди в Сапожковский музей настоящую, не плохо сохранившуюся шашку далёких царских времён, так музейные работники прямо с порога своего государственного учреждения послали их на хрен, сославшись на то, что это холодное оружие и им оно не нужно. Пришлось данную шашку расстроенным горемыкам продать за жалких 150 тыс. рублей. Вот такая вот грустная история!))) В качестве положительного примера приведу Шиловский краеведческий музей, там передача ценностей в музей оформляется, как пожертвование. Пишется заявление на имя директора, потом собирается ЭФЗК (экспертно-фондовая закупочная комиссия). Проще сказать худ. совет музея ))). Сначала предмет берётся на временное хранение, дальше комиссия определяет, в какую категорию пойдёт данный бесценный артефакт старины, после чего заключается договор на постоянное хранение этой вещи. Следует отметить, что несмотря на противоречивое отношение к директору Шиловского краеведческого музея Гаврилову Александру Петровичу со стороны некоторых учёных умов Рязанского края, экспозиции музея действительно впечатляют, особенно коллекция древнерусского оружия. В целом посещать данный музей мне очень нравится, в связи с этим советую обязательно всем там побывать! В общем, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать!))) Что касается Спасского историко-археологического музея имени Г.К. Вагнера, то директор данного музея Марина Михайловна Ершова вполне разбирающийся в своей специальности человек. Она собственно и принимает предметы старины в музей. Я с ней общался на предмет того, что многие кладоискатели хотели бы передать интересные вещи в Спасский музей, но опасаются за свою безопасность и боятся, что могут возникнуть проблемы. Она гарантировала полную конфиденциальность и говорила, что с радостью бы приняла предметы старины для музея в дар. Соответственно возникает естественный вопрос, как сделать так, чтобы при передачи ваших предметов старины Спасскому музею, часть ваших пожертвованных с барского плеча «золотых дирхемов» случайно где-то не потерялась либо разворовалась. Ответ: надо делать всё официально, с бумагами. С другой стороны, если делать всё официально с бумагами, будут засвечены ваши персональные данные, которые большинству копарей светить прямо скажем не очень хочется (мало ли доблестные сотрудники полиции потом решат возбудить дело об административной ответственности). Палка о двух концах получается!:)
Но есть одна проблема, если вы захотите всё сделать официально. Перед тем, как сдавать свои находки в Спасский музей, вы должны будете сами заранее подготовить акты приёма-передачи с описью предметов и приложением фотографий передаваемых предметов, которые должны составляться в 2-х экземплярах, подписываться лицами, принявшими и сдавшими предметы, и в последствии скрепляться печатью музея. Кстати, экспозиция в Спасском музее по домонголу очень-очень скудная, древнерусского оружия тоже практически нет. В общем, грустно всё. Единственная гордость — это шикарная реконструированная панорама Старой Рязани. Ах да, чуть не забыл про главный музей Рязанской области. Так вот по имеющейся у меня информации принесли однажды добросовестные любители приборного поиска некоторые очень интересные предметы старины в Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник (Рязанский Кремль) и захотели их туда передать на безвозмездной основе. Поначалу всё было хорошо, ребят встретили, похвалили, сказали, что эти предметы у них с радостью возьмут. Однако после того, как услышали про акт приёмки, почему-то стали обзывать их чёрными копателями, расхитителями археологических памятников и угрожать проблемами с законом, полицией и т.д. Соответственно после данного случая у этих любителей приборного поиска отпало всякое желание впредь сдавать свои находки в главный музей Рязанской области, как и у многих других копарей, я думаю, тоже!))) Ведь отказ от приёмки предметов от дарителя по акту со стороны музейных работников вызывает справедливую настороженность и большие подозрения!!!
К сожалению, воровство из музеев — это не редкость. По результатам проверки Счётной палаты, опубликованным в 2001 году, только из Эрмитажа пропало с учета 220 000 экспонатов. Причём дело во время проверки доходило до смешного, Аудиторы просили предъявить 50 экспонатов — музей предъявлял только три. Часто отсутствовала страховая документация и документы, доказывающие подлинность.
Независимые эксперты из ФСБ установили, что «черные археологи» (любители приборного поиска) на самом деле обеспечивают всего не более 1% криминальных поступлений на антикварный рынок России. Остальное дают музейщики, легальные археологи, обычные воры и контрабандисты.
И это при том, что в России «черными археологами» журналисты называют сейчас абсолютно всех людей, у которых есть металлоискатели. А находки свои любители приборного поиска в музеи должны отдавать бесплатно. И ещё желательно без акта приёма-передачи, чтобы легче было украсть!)))
А вот, например, в Эстонии вознаграждение за находку выплачивается в размере 100% оценочной стоимости. Не 50%, или какого-то другого соотношения, а именно 100%. И именно нашедшему. Оценочную стоимость определяет экспертная комиссия. Сумма вознаграждения зависит не только от материальной стоимости самой находки, но и от комплекса правильных действий при ее обнаружении. Именно благодаря этому многие находки, которые раньше уходили на черный рынок, теперь оказываются там в руках государства. Понятная и прозрачная схема передачи находки увеличила количество поисковиков-любителей, готовых легально взаимодействовать с государством.
У меня вроде бы всё. Предлагаю это дело обсудить!)))
Автор статьи: Денис Шибаев (СтареЦ)
Довольно однобокая статья про бедных копателей у которых музеи не берут честно выкопанное )
Данные по делу Эрмитажа 2001 года (спустя 16 лет) вообще притянуты за уши. А фраза про «независимых экспертов из ФСБ» вообще курям на смех. Ни источника, ни даты… Из серии — одна бабка сказала.
Полезная статья о передаче находок в музеи. Все подробно и верно изложено.
К сожалению, как мне кажется, у музеев нет достаточных средств, времени и от этого желания заниматься покупкой или приёмом безвозмездных находок. Самому поисковику слишком муторно составлять акты. Этим должны заниматься сотрудники музея. Но система не отлажена- она просто не работает. И факты пропажи экспонатов ужасают.
Автору мой респект!
С уважением, Евгений.
Мимоходом А вы можете доказать обратное.
Главное что бы передача не была черным археологам которые только хотят с этого деньги.
Нормальный пост. В этом мире не все и не всегда измеряется деньгами. Кто-то прочитав эту статью сделает доброе дело — передачу находки. И если хотя бы на одни экспонат увеличится фонд музея благодаря этой статье, уже почет и уважение автору. А то ныне модно писать-читать-восхищаться про гламур.М о л о д е ц
Пишите. Отдам
Здравствуй те. У меня имеется шкатулка из красного дерева с гирьками приблизительно1917 года.гирьки с клеймом .как продать?
Здравствуйте! Выставить на аукцион и продать — единственно верное решение.
Я нашла окоменеласть.По видимому это кусочек трелобита.Как,и можно ли вообще его отдать?!
Вот он
Это надо вывести за пределы данного сайта и распостранять далее. Это актуально, и я не понимаю, почему такое не делают. Есть старинная вещь, личная (чёрных копателей, домашняя, лишь бы не краденная). Я несу её в музей, и тот бесплатно и поверхностно оценивает — дешёвка, на продажу, аукцион, либо нужна музею. В последнем случае музей берёт её, выставляет, и помимо основной табличке вешает «принадлежит ФИО». Владелец единственный, кто, кроме сотрудников музея может трогать эту вещь. Также ему бесплатный вход в музей, но зачем ему это нужно? Я может и приду в музей один — два раза, но не более. Однако 10 или 20 раз с своими друзьями, родственниками, знакомыми, а для них вход платный — прибыль музею. Вещь оценена и это мой пассив, который без инфляции и без приставов. И вот у меня фин. кризис и я хочу это продать, а цена может вырасти в разы. От продажи музей имеет процент, а вещь остаётся в музее, лишь меняется табличка владельца. Всем выгодно, да и я не изобрёл велосипед — мой знакомый богатей купил чуть ли не самый первый самурайский меч в Японии, однако меч остался там в музее, а ему гордость и безинфляционное финансовое вложение. Думаю, что и у нас были такие предложения, но был отказ. Вопрос, кто отказывал (не министерство культуры, а фамилии)?
ГДЕ МОЖНА ПРОДАТЬ КОЛЛЕКЦИЮ МЕТЕОРИТНИХ ИЗДЕЛИЙ ,ЖЕЛЕЗНОГО ВЕКА .
Отличная статья! Автору респект за раскрытие темы!
Много надуманности. Например про то что акт и фото нужны от дарителя акты ЭФЗКа составляет сам музей. Пока брать или не брать зависит от решения музейщиков и зачестуб вполне объективного.
С Эрмитажем история выдуманная и действительно непонятно как сотрудники госоргона могут быть независимыми… Относительно процентовки украденных вещей и вещей от черных копателей это бред. Два миллиона приборных пользователе из них 80 процентов роют на продажу…