ЛЕГЕНДА ПРО РАЗБОЙНИКА КОРОВИНА
(Сапожковский р-н, Рязанская обл)
Рязанская земля в давние времена, помимо красоты и богатства природы, укрывала в глубине своих дремучих лесов множество лихих людей, жадных до чужого добра. Песни и сказки о знаменитых разбойниках рождались не на пустом месте, у их героев были реальные прототипы. Некоторых из них народная память через века донесла до нас в виде легенд и даже оставила исторический след в названиях деревень и сел. Об одном из таких мест и пойдёт сегодняшний рассказ…
«ГНЕЗДО СТАРООБРЯДЦЕВ»
Есть в Сапожковском районе Рязанской области вполне себе тихая, спокойная деревушка по названием Коровка. Селение расположено при речке Коровка — правом притоке реки Пожвы. Село упоминается в Сапожковских межевых книгах 1627-1628 гг. Считается древним поселением, так как когда-то являлось составной частью Сапожковского городища, в которое входили Сапожок (крепость) и сёла Коровка и Малый Сапожок.
Большинство населения Коровки принадлежит к старообрядческой культуре, село считалось «гнездом» раскольников, в простонародии — кулугуров (староверов, беспоповцев). Сами старообрядцы не называли себя кулугурами. Это название носило пренебрежительно-отрицательное значение по отношению к старообрядцам ещё при царе. В селе по этому поводу усмехались, мол, что с них взять, ведь они кулугуры. У беспоповцев отсутствует церковная иерархия, они считают, что человеку не нужен посредник в разговоре с Богом. Придерживаются обычаев не курить, не употреблять спиртного, не сквернословить, укреплять дух и тело молитвами и трудом в поте лица. Браки у старообрядцев происходят по канонам Домостроя. Развиты коллективизм и взаимовыручка.
К слову сказать, за время сбора по крупицам информации для написания данной статьи (с 2014 по 2017 г.) обстоятельно пообщаться с местными жителями Коровки удалось лишь несколько раз. Старожилы села на контакт идут крайне неохотно. Видимо люди стали скрытными и необщительными с чужаками из-за постоянных гонений на протяжении долгой трагической истории преследования старообрядцев. Именно поэтому, кстати, большинство приверженцев старого обряда скрывались в лесах, где и устраивали свои поселения.
В общем, край на самом деле довольно интересный. Говорят, что где-то в лесу близ села Коровки даже сохранилось капище…
А дальше — больше! Все старожилы Коровки убеждены, что название села произошло от обитавшего когда-то в этих местах разбойника Коровина. О чём свидетельствует несколько существующих легенд и преданий.
НЕУЛОВИМЫЙ АТАМАН
Действительно в 16-18 веках в России для лихих людей было золотое время. Работники ножа и топора прятались в лесах в огромном количестве. Территория Рязанской области тоже была поделена на зоны влияния определённых групп разбойников, у которых соответственно имелись свои главари. Как в 90-х годах XX века!))) Кто-то был более знаменит, кто-то менее. Самым известным предводителем лиходеев в Сапожковском районе значился атаман Коровин (в разных интерпретациях легенд упоминается также как Коровкин или Коровка).
Как выглядел Коровин и какой у него был нрав, неизвестно. В памяти народных сказаний эта информация не сохранилась. Более того, к сожалению, даже имя атамана уже затерялось в истории.
Можно лишь с уверенностью утверждать, что разбойником он был удачливым и смекалистым. Выезжал со своей шайкой грабить на тракт, а также нападал на ладьи, проплывающие по реке. Атаману Коровину долгое время удавалось наводить ужас на купеческие обозы и успешно скрываться от правосудия в Сапожковских лесах.
Несколько раз Коровин со своей бандой совершал удалые набеги на помещиков, отбирая у них несправедливо нажитое имущество, за что снискал к себе любовь и уважение со стороны крестьян.
Где-то находился и разбойничий городок, возможно на месте нынешнего села…
Поговаривают, что было у Коровина четыре жены, от которых родились несколько детей, и что якобы потомки атамана до сих пор живут в селе, зная о своём знаменитом предке, но рассказывать об этом они не хотят.
Следует отметить, что разбойники Коровина имели множество мест для укрытий. Рассказывают, что в здешних лесах существовали оборудованные просторные землянки, где неуловимые бандиты скрывались, пировали и делили награбленную добычу. И одна из таких землянок по местным преданиям даже была найдена!
Однажды крестьяне вырубали лес, расчищая участок под будущие посевы. Утомившись, решили отдохнуть и прилечь под кустом с ягодами, где обнаружили странное углубление в земле. Расковыряв яму топорами, они поняли, что это вход в какое-то подземелье. Любопытство перебороло страх крестьян и они залезли внутрь. Оказалось, что это землянка, представляющая из себя большую убранную комнату, где по стенам было развешано разное оружие, а за столом на стульях сидели скелеты мертвецов в полуистлевшей одежде. Сильно испугавшись, крестьяне бросились от туда бежать. Испуг их был настолько велик, что потом они так и не смогли вновь найти это место.
НА ЧЬИ ДЕНЬГИ БЫЛА ПОСТРОЕНА ЦЕРКОВЬ?
По официальным источникам Троицкая церковь в селе Коровка Сапожковского уезда была построена в 1771 году стараниями и на средства прихожан — государственных крестьян.
Здание церкви и отдельно стоящая колокольня были деревянные, покрытые железом и окрашеные медянкой. Из-за ветхости деревянной церкви в 1907 году был заложен новый каменный храм, к 1914 году он был с внешней стороны отделан и покрыт железной крышей.
К Троицкой церкви была приписана и принадлежала деревянная часовня. Часовня эта находилась «на западе от церкви». Внутри часовни находился колодец, выложенный дубовым лесом.
С момента создания храм функционировал до 1939 года. В июле 1939 года Троицкая церковь была закрыта, а имеющиеся святыни, церковная утварь разграблены. До 1993 года здание церкви использовалось под зернохранилище. В настоящее время храм восстанавливается.
Но существует и альтернативная версия на чьи деньги был возведён Троицкий храм, согласно которой атаман Коровин, раскаявшись перед смертью, пожертвовал часть награбленных богатств и повелел построить на своей могиле церковь, чтобы люди замаливали его грехи и тем самым помогли спасти душу знаменитого разбойника.
КЛАДЫ И НЕНАЙДЕННЫЕ СОКРОВИЩА
По народным преданиям окрестности села Коровки, можно сказать, просто усеяны кладами. В этих землях должны где-то быть обязательно припрятаны несметные сокровища разбойничьего атамана.
По легендам Коровин, например, распорядился опустить в колодец сундук с золотыми и серебряными монетами, над которым в последствии люди возвели упомянутую ранее по тексту деревянную часовню. Кстати, может быть из-за ионов серебра вода в этом колодце обладала целебными свойствами, а сама скважина считалась святым источником.
По велению атамана якобы ещё была затоплена в речке Коровке около разбойничьего городка целая лодка с золотом. Также Коровин зарыл несколько бочек с богатствами где-то в одной из своих тайных землянок.
Помимо припрятанных сокровищ атамана, прикапывали свои сбережения в здешних местах и многие купцы с помещиками, чтобы их добро не досталось разбойникам.
В кладоискательских кругах время от времени появляется информация об интересных находках близ села Коровки. Так например в 2003 году в близлежащем лесу был найден клад со 140 татарскими дирхемами Золотой Орды. А относительно недавно, в 2014 году, любителями приборного поиска где-то в этих местах был обнаружен глиняной горшок с серебряными монетами разного достоинства времён царствования Елизаветы Петровны и Екатерины II в количестве 458 штук. И это лишь малая часть того, что удалось узнать. А сколько всего найдено таких приятных находок, одному богу известно!
Автор статьи: Денис Шибаев (СтареЦ)
30 октября 2017 года
Лихой был человек. А сколько таких по Руси ходило?
В лихие времена ходили деревнями на разбой, а что им ещё оставалось?
Люблю легенды похожие на реальною историю с жизни.
Как крестьяне потом не нашли место где вырубали лес под пашню?
Еще хорошо было бы указать авторов картин, а то неприлично!