Культ Никиты Бесогона. Иконки, крестики и общая история
Одной из желанных находок копателя являются так называемые – бесогоны. Не путать с телевизионной программой Никиты Михалкова. Хотя, он взял эту тему для названия своего ТВ канала, от старинного православного культа. Именно православного, поскольку только в православии, точнее говоря в старообрядческом каноне, встречается жизнеописание данного святого.
Вообще житие Никиты «Бесогона» сына Максимьянова царя, само по себе интересно, и как обычно это бывает в ранних христианских культах, изобилует большим числом неточностей, наложений и нестыковок. В перовую очередь историческая не состыковка заключается в том, что у римского императора Марка Аврелия Валерия Максимиана Геркулия был всего один сын, и звали его Гай Аврелий Валерий Диоклетиан. Так то понятно, что точно не Никита. Однако, как считают исследователи и историки культ Никиты Бесогона это несколько переработанная или искаженная история какого-то другого святого или даже былинного героя, например Никиты Кожемяки.
Пройдём коротко, почему Никита стал бесогоном? По приданию, его собственный отец, тот который Марк Аврелий, хотел вернуть «сына» Никиту к почитанию старых римских богов и отвернуть его от молитв к богу истинному – Христу. Но Никита, не хотел старых богов и помолившись стёр в пыль золотые статуи старых идолов. Что очень сильно разгневало отца императора, и тот повелел Никиту посадить в тюрьму. В тюрьме к Никите стал являться ангел и вести с ним задушевные беседы с намёком на то, что отречься от истинного бога это не так-то и плохо. Заподозрил Никита неладное, и по прочтении молитвы к богу, узрел в образе ангела скрытого беса. Схватил Никита беса за рога, по другой версии за хвост и стал избивать того своими кандалами. Непонятно сколько это избиение беса продолжалось, но по жизнеописанию следует, что через три года отец император вспомнил про сына и велел того из темницы привести. А пришел Никита к императору не один, а с избитым бесом, тем самым явив людям чудо.
Затем на предложение отца-императора Никите снова отречься от истинного бога и вернуться к поклонению старым богам, Бесогон ответил четким отказом, за что был приговорён к смерти, но и казнь не состоялась, поскольку Никита снова явил людям чудо. И люди восстали против императора и за один день Никита крестил 18 000 человек. Вот такая история. Отпустим разбор ранних христианских канонов и попробуем разобраться, почему культ Никиты Бесогона так хорошо и почти массово прижился на территории Руси с 12-го по 18-й век? В первую очередь, это связанно с дохристианскими верованиями славян, где все потусторонние сущности имели телесный и осязаемый облик. Тогда, как каноническое христианство тогда, как и сейчас заверяет, что бесы это падшие ангелы, а ангелы существа бестелесные, то есть духи. Поэтому и бесы не могут иметь физических форм. Так вот, в культе Никиты Бесогона люди увидели, что бес не только материален, но его ещё можно изловить и вполне несложными методами победить.
Второй причиной распространения культа Никиты Бесогона является потребность глубоко верующих людей в простых и понятных системах экзарцизма. А на воздействие бесов в те времена списывали всё нестандартное поведение людей. От блуда и запоя, до гиперактивного поведения детей. Так же в случае повышенной смертности людей в той или иной местности распространялись слухи о том, что людей душили бесы. Так в повести временных лет рассказывается о неком событии имевшем место быть в Городе Полоцке в 1092 от Р.Х. «в нощи бывши тутенъ стонаше полунощи, яко человеци рыщуть беси по улици. аще кто вылезяще ис хоромины, хотя видети, и абье уязвенъ бяше невидимо от бесовъ, и с того умираху, и не смеяху излазити ис хоромъ.» В общем, по мнению летописца. Бесы в Полоцке по ночам ловили и душили всех, кто выходил из дому, а днём они (бесы) скакали по городу на конях. Самих бесов видно не было, но кони по городу скакали управляемые невидимыми силами.
Так, бесы были главной угрозой для людей того периода, до наших дней сохранилось немало преданий о том, как бесы похищали людей, вселялись в них, совершали разного рода козни, преступления и убийства. Так, например, в житие епископа Василия Рязанского сообщается, что бес под видом голой женщины показывался людям в окне светлицы дома епископа, дабы опозорить оного. Ну, тут спорить не стану и высказывать своего субъективного мнения так же. Дело каждого читателя, что в этом примере можно понимать.
Так что вполне естественно, что потребность в неких покровителях или немудрёных средствах защиты от бесов или изгнания таковых из человека существовали всегда. А, как гласит вечный закон экономики – спрос рождает предложение. Вот и появился, да весьма хорошо прижился на территории русского царства, культ Никиты Бесогона.
В 1720 году по настоянию Петра I был введён орган управления православной церковью (Священный синод) После этого была проведена масштабная работа по ревизии всех имевшихся культов и святых, и в результате неканонические святые были не то что бы отменены, а переведены в разряд апокрифических. Затем, постепенно, этих неканонических святых стали выводить из обращения. Однако потребность в средствах и способах изгнания и защиты от бесов не пропала, её перекрыли каноническим 67-м псаломном «Да воскреснет бог». И эта молитва становится, как и изображение бесогона, одним из самых распространенных вариантов для отливки на тыльной стороне крестов.
И в завершении, немного юмора. Несколько лет назад, Никита Михалков зарегистрировал компанию ООО «Бесогон» и представители компании подали заявление в Роспатент о регистрации товарного знака: «стилизованное изображение человека и фантазийного животного, а также ветки дерева в двойной рамке, из которых внутренняя имеет форму арки, а внешняя — форму прямоугольника» Роспатент отказал в регистрации данного знака и представители компании ООО «Бесогон» подали в суд. В результате рассмотрения дела суд обязал Роспатент зарегистрировать данный товарный знак и выплатить истцу 3 000 рублей судебных издержек.
Отдельно, хочу отметить, что пока для меня осталось загадкой, почему в 17-м веке уже отлитые кресты с подвергались зачистке напильником тыльной стороны, там где были изображения Архангела Михаила. Что случилось и по какому канону это делали, найти информацию мне не удалось. На фото три крестика, на двух из них видно что кресты стачивали.
Для меня такой загадки нет. Все эти кресты — тверские, 16 века. Вкратце: Москва и Тверь враждовали смертельно, это были соперники за право княжения над всея Руси. Полтора столетия воевали, прибегая к помощи Орды. Когда Москва окончательно победила, тверяне стали стачивать на своих крестах изображения покровителя Твери Архангела Михаила. Это уже стало символом тверского сепаратизма и нелояльности к Москве.
Ответить
Краевед
Да это именно так, и у нас на тему тверского крестя есть заметка. там реально история, что тверской крест был не просто символ сепаратизма, а шло шире типа белоленточников, символ оппозиции московской власти.
И мне удача улыбнулась …
Для меня такой загадки нет. Все эти кресты — тверские, 16 века. Вкратце: Москва и Тверь враждовали смертельно, это были соперники за право княжения над всея Руси. Полтора столетия воевали, прибегая к помощи Орды. Когда Москва окончательно победила, тверяне стали стачивать на своих крестах изображения покровителя Твери Архангела Михаила. Это уже стало символом тверского сепаратизма и нелояльности к Москве.
Да это именно так, и у нас на тему тверского крестя есть заметка. там реально история, что тверской крест был не просто символ сепаратизма, а шло шире типа белоленточников, символ оппозиции московской власти.