В данной статье я решил рассказать вам историю трёх жетонов, найденных случайно любителями приборного поиска в период с 2014 по 2016 годы. Все эти находки объединяет один и тот же район обнаружения — Старожиловский район Рязанской области.
Тема эта достаточно интересная, так как многим копарям похожие жетоны попадаются под катушку металлоискателя и оседают в частных коллекциях.
БАННЫЙ ЖЕТОН
Жетон «Билет для входа в баню А.Н. Малышева». Товарищество ситценабивной мануфактуры «Эмиль Циндель в Москве».
Дата изготовления: конец XIX — начало XX вв.
В центре жетона надпись в две строки:
«Т во Э.Ц.» — сокращение от «Товарищество Эмиль Циндель».
Круговая надпись в жгутовом и линейном ободке: «БИЛЕТЪ для ВХОДА въ БАНЮ *А.Н. МАЛЫШЕВА*».
Все надписи рельефные. Оборотная сторона: контррельеф.
Металл: медь.
Приблизительная цена: 4000 рублей.
Место обнаружения: Россия, Рязанская область, Старожиловский район, на окраине села Гулынки.
В 1847 году Эмилем Ивановичем Цинделем (1811-1874) было образовано Товарищество ситценабивной мануфактуры «Эмиль Циндель в Москве». Учредителями этого предприятия были также известные московские предприниматели: И.А. Лямин, К.Т. Солдатенков, А.И.Хлудов, а также Торговые дома Л.И.Кнопа, Ценхера и К Малютин с сыновьями. Председателем правления Товарищества становится Иван Карлович Прове, а директором правления Козьма Терентьевич Солдатенков. С 1874 года правления товарищества «Эмиль Циндель» возглавлял Юлий Иванович Циндель. С 1883 года директором правления Товарищества был Герман Любимович Штекер а с 1897 — Павел Петрович Воронин.
Предприятие очень быстро развивалось, и к концу 1899 года были построены собственные отделения крашения и мерсеризации, корпус для отбеливания и набивки тканей, а также железнодорожная ветка для отправки продукции. В последующем фабрика имела филиалы и склады не только в Москве, Наро-Фоминске, Нижнем Новгороде, но и в китайском Синанфу, Ташкенте, Коканде и Хиве. Изделия фабрики Эмиля Цинделя отличались особым изяществом рисунка и отделкой поверхности модных хлопчатобумажных полотен плательных и мебельных тканей. Искусство рисования, гравирования и колорирования на этой мануфактуре было на очень высоком уровне. Мастера-художники, рисовальщики профессионально владели искусством тщательной проработки отдельных элементов рисунка. При создании рисунков учитывались вкусы различных слоев общества, их потребности, их представление о красоте узора.
В 1895 году предприятие Э. Цинделя получает право зарегистрировать товарный ярлык с российскими символами. В Москве при фабрике Товарищества открывается универсальный магазин, дом для служащих, широко рекламируется продукция фабрики в различных популярных изданиях.
Фабрика «Эмиль Циндель в Москве» работала до 1915 года. В советское время это предприятие текстильной промышленности Москвы стало называться «Первой ситценабивной фабрикой».
Что же касается самого найденного жетона, то при изучении материала про товарищество Эмиля Цинделя попались следующие упоминания о банях: «Рабочие пользовались бесплатно фабричной квартирой, отоплением, баней…». Более того, рабочим предписывалось «…взять в фабричной конторе металлической банный значок, который предъявляет при каждом посещении её смотрителю бани».
А вот Малышев Алексей Николаевич по состоянию на 1901 год упоминается как владелец бани в Москве на улице под названием «Щипокъ».
Оказывается такая улица существует и в настоящее время. Щипок — улица в районе Замоскворечье города Москвы. Происхождение такого интересного названия улицы краеведы связывают с тем, что здесь, на таможенной заставе, щипали («щупали») торговцев, приезжавших в Москву с возами товаров.
То есть, товарищество ситценабивной мануфактуры «Эмиль Циндель в Москве» заключило с А.Н. Малышевым договор на помывку в его бане своих работяг. Как же данный билет для входа в баню мог оказаться так далеко от Москвы в Старожиловском районе Рязанской области? Вот тут как раз всё очень просто. В начале XX века много людей отправились на заработки в Москву из близлежащих губерний. Жетон завалялся в кармане одного из рабочих, не был использован. Потом приехал человек на родину, там его и потерял.
УВОЛЬНИТЕЛЬНЫЙ ЖЕТОН
Увольнительный жетон солдата царской армии (12 рота, 7-й Гренадёрский Самогитский полк).
Дата изготовления: начало XX века.
В центре жетона надпись в три строки:
«12 р 7 Гр.Сам.п. 81».
Надписи рельефные. Оборотная сторона: пустая, гладкая.
Металл: латунь.
Приблизительная цена: 6000-7000 рублей.
Место обнаружения: Россия, Рязанская область, Старожиловский район, в прекратившем своё существование селе под названием Лезнево.
Увольнительный знак (жетон) – предмет, без которого невозможен был бы отпуск военнослужащего. Увольнитеьные жетоны появились в РИА в 1902 году и просуществовали до 1917 года. В проекте устава 1902 года в разделе «Увольнение нижних чинов со двора и в отпуск” говорилось: Нижние чины, увольняемые на одни сутки и больше, считаются в отпуску и получают отпускные билеты. При увольнении менее, нежели на сутки, считаются уволенными со двора и получают: уволенные до переклички – увольнительный знак, уволенные до позднего времени – увольнительную записку.
В каждой роте (эскадроне, батарее) имелось столько увольнительных знаков, сколько нижних чинов числилось по списку части. Все увольнительные знаки хранились в специальных ящиках или шкафчиках, ключи от которых находились у дежурного по роте (эскадрону, батарее).
Нижние чины, перед тем, как покинуть территорию части, являлись к дежурному по роте (эскадрону, батарее), который осматривал по форме и опрятно ли они одеты и выдавал им увольнительные знаки или увольнительные записки. Возвращаясь обратно, нижние чины сдавали свои увольнительные знаки или увольнительные записки дежурному, который отмечал в специальной книге время прибытия уволенных и, если была такая необходимость, делал другие отметки. Данная процедура практически не поменялась за более чем сто лет в современных вооруженных силах. Разве что, увольнительные жетоны сменились увольнительной запиской в паре с военным билетом.
В данном конкретном же случае мы видим увольнительный жетон под номером 81 солдата царской армии 12-ой роты 7-ого Гренадерского Самогитского полка генерал-адъютанта графа Тотлебена.
7-й Гренадерский Самогитский полк генерал-адъютанта графа Тотлебена достаточно часто принимал участие в боевых действиях на западном направлении. Годы существования полка: 1797 — 1918. Дислокация: до 1856 года — г. Молога Ярославской губернии; до 1857 года — г. Муром Владимирской губернии; до 1904 года — г. Москва, Покровские казармы. 12 марта 1918 года приказом № 41 по Гренадерскому корпусу все части корпуса были расформированы.
ЖЕТОН АРТЕЛЬЩИКА
Должностной знак артельщика № 53 биржевой артели фон Мекков.
Дата изготовления: конец XIX века.
В центре жетона цифры: «53».
Круговая надпись: «АРТЕЛЬЩИКЪ *ФОНЬ-МЕККОВ БИРЖ.АРТЕЛИ*».
Надписи рельефные. Оборотная сторона: пустая, гладкая.
Металл: медь.
Приблизительная цена: 5000 рублей.
Место обнаружения: Россия, Рязанская область, Старожиловский район, в прекратившем своё существование селе под названием Долматово.
Фон-Мекковская биржевая артель, принадлежащая известной династии «железнодорожных королей», образовалась к 1889 году в Москве (так называемый «Дом фон-Мекковской биржевой артели» сохранился до наших дней и находится по адресу: г. Москва, ул. Лесная, д. 59). Фон-Мекковская биржевая артель занималась биржевыми операциями с акциями железных дорог и тяжелой металлургии. Основоположником данной биржевой артели был Карл Фёдорович фон Мекк — один из первопроходцев частного железнодорожного строительства в России, положивший начало многомиллионному состоянию семьи. Следует отметить, что своё огромное состояние меценат Павел Григорьевич фон Дервиз и его коллега инженер Карл Фёдорович фон Мекк заработали именно на строительстве Московско-Рязанской и Рязанско-Козловской железных дорог. Здесь собственно говоря и кроется разгадка места обнаружения находки нашего жетона, так как при строительстве железных дорог в основном набирали рабочих из близлежащих населённых пунктов.
Кстати, в пос. Ермишь Рязанской области до сих пор сохранилась усадьба, когда-то принадлежавшая барону Карлу Фёдоровичу фон Мекку и его потомкам.
Автор: Денис Шибаев («СтареЦ»)